Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Ситуация с правами человека в Крыму в 2017 году значительно ухудшилась, — аналитика

В 2017 году наблюдалось серьезное ухудшение ситуации с соблюдением прав человека в Крыму. Крымская правозащитная группа зафиксировала ряд новых тенденций в политически мотивированных преследованиях крымчан. Анализ ситуации за год показал, что в Крыму продолжается преследование активистов, в том числе по религиозному и этническому признаку.

Кроме того, усилились ограничения свободы мирных собраний. Подробнее об этих и других нарушениях прав человека в Крыму читайте в аналитике КПГ. В тексте использованы данные, опубликованные в ежемесячных обзорах КПГ.

Цифры, приведенные в этой публикации, могут не отражать полную картину ущемлений прав человека, т.к. часть подобных фактов не зафиксирована в открытых источниках и остается непубличной.

За 2017 год в Крыму КПГ зафиксировала минимум 19 политически мотивированных админарестов, не менее 25 человек стали новыми фигурантами политически мотивированных уголовных дел.

Во многих случаях задержания активистов проводили без соблюдения даже де-факто действующих в Крыму законов РФ. Подобным образом в апреле допрашивали Абибе Решатову, в июле задержали и допросили  Биляла Адилова и Петра Бородина.  При этом минимум в двух случаях такие задержания сопровождались пытками, после которых людей отпускали без составления каких-либо протоколов. В частности,  в августе пытки применяли при задержании 4 мужчин из семьи Мадалимовых, в сентябре задержали и жестоко пытали Рената Параламова.

 

Мнение в соцсети — повод для репрессий

В 2017 году в Крыму ужесточилось давление на свободу выражения мнения. В частности, зафиксированы открытия уголовных дел за посты и комментарии в социальных сетях.  Уголовные дела за публикации в соцсетях открыты против Игоря Мовенко, Ларисы Китайской,  Валерия Большакова, Заремы Умеровой, Виталия Шевченко. Против Натальи Харченко хотели открыть подобное уголовное дело, но она успела покинуть Крым.

Наказывали за публикации в социальной сети также и административными арестами. Например, в конце марта крымскотатарский активист Ремзи Бекиров был арестован на 5 суток за пост в социальной сети ВКонтакте. При этом на момент судебного заседания пост уже был удален из соцсети. За посты в соцсети в апреле 2017 арестовали Сейдамета Мустафаева и Мидата Муждабу.

Кроме того, в 2017 году продолжилось уголовные  дела против Сулеймана Кадырова, Ильми Умерова и Николая Семены за их публичные высказывания о принадлежности Крыма Украине. Ильми Умерову и Николаю Семене вынесли обвинительные приговоры по этим делам.

 

Давление на адвокатов

Административный арест за пост в соцсети использовали как способ давления на крымского адвоката Эмиля Курбединова. За публикацию в социальной сети его приговорили к 10 суткам админареста. Кроме того, в его доме был проведен обыск. Обыск также провели и в офисе Эмиля Курбединова и его коллеги Эдема Семедляева, что тоже свидетельствует о давлении на адвокатов, которые защищают жертв политических преследований.

В начале 2017 был зафиксирован  еще один факт давления на адвоката политзаключенных — Николая Полозова. 25 января сотрудники ФСБ насильно доставили Полозова в управление ФСБ в Симферополе для допроса по делу Ильми Умерова, в котором он является адвокатом. Таким образом его пытались лишить статуса защитника Умерова в этом деле.

 

Неоказание медпомощи заключенным

Владимира Балуха увозят на скорой из здания суда. Июль 2017

В 2017 году аналитики КПГ зафиксировали серьезное ухудшение ситуации с оказанием медицинской помощи заключенным, что в некоторых случаях можно приравнивать к пыткам. Среди таких случаев систематическое умышленное неоказание медицинской помощи Мохаммаду Кабиру, Асану Чапуху и Бекиру Дегерменджи. Подобное бездействие создало прямую угрозу для жизни этих людей. О серьезных ухудшениях здоровья из-за халатности работников колоний и СИЗО в 2017 году также сообщали Арсен Джеппаров, Владимир Балух, Дмитрий Штыбликов, Александр Кольченко, Олег Сенцов, Владимир Дудка, Андрей Захтей.

Кроме того, проблемы с оказанием медицинской помощи и нечеловеческие условия в местах несвободы являются причиной постоянного ухудшения здоровья многих заключенных в Крыму.

 

Призыв и дела за уклонение

Важно отметить ухудшение ситуации с соблюдением международного гуманитарного права. В 2017 году значительно возросло количество крымчан, призванных в армию РФ. Если в 2016 году это было около 3100 человек, то за 2017 год в армию РФ отправили уже чуть менее 5000 призывников из Крыма.  Всего за период оккупации в Вооруженные силы РФ призвали примерно 10 000 крымчан. При этом, в 2017 году открыто минимум четыре уголовных дела за уклонение от службы в армии. Два дела в Симферополе, одно в Севастополе, одно в Ялте. По трем из них вынесены приговоры. Крымчане Трош и Бахолдин были приговорены к штрафам в размере 25 000 рублей каждому, при этом наличие судимости не освободило их от прохождения обязательной службы в оккупационных вооруженных силах.

 

Маскировка политического преследования под криминал

Задержание Асана Чапуха, 23 ноября 2017

В 2017 наблюдалась тенденция, когда политическое преследование активистов проводилось по уголовным статьям о вымогательстве, хранении оружия. Обыски в домах активистов проводили под видом поиска оружия либо расследования возможных терактов, установления личностей “террористов”.  В течение года в домах крымских татар проходили обыски под видом поиска террориста ИГИЛ, которого никто из обыскиваемых никогда не знал. В декабре 2017 прошло минимум два обыска, во время которых силовые структуры ссылались на расследование дела по терроризму. При этом, в 2016  году обыски в основном проводили под видом поиска запрещенной литературы.

Некоторые случаи преследований начали использоваться пропагандистами РФ для создания негативного имиджа Меджлиса и крымскотатарского народа в целом.

К таким примерам можно отнести дело Веджие Кашка, когда ветераны крымскотатарского национального движения были арестованы по подозрению в вымогательстве. При этом действия полицейских во время задержания привели к смерти Веджие Кашка, а еще у двоих задержанных во время заключения резко ухудшилось состояние здоровья.

 

Удар по верующим

В “деле крымских мусульман” появилось еще десять задержанных. Шестерых из них обвиняют в участии в организации Хизб ут-Тахрир (считается в РФ террористической), четверых — в участии в организации Таблиги Джамаат (считается в РФ экстремистской). Сейчас девять из них содержатся под стражей в СИЗО Симферополя, один находится под домашним арестом. Несмотря на то, что почти все мужчины — отцы в многодетных семьях (например, у Сервера Зекирьяева 12 детей, и он единственный кормилец в семье) — это обстоятельство не было учтено при избрании меры пресечения. Родственников перестали пускать на судебные заседания.  Почти все заседания в этом году проходили в закрытом режиме.

В декабре жена Узеира Абдуллаева Фера Абдуллаева, не имея возможности увидеть мужа во время заседания, стояла на площадке второго этажа в здании “суда”.  В коридор суда приставы женщину не пустили, пояснив это тем, что заседание проходит в закрытом режиме. Позже судебные приставы потребовали от Абдуллаевой спуститься на первый этаж суда. Когда она стала возражать, на нее составили протокол по ч.2 ст. 17.3 КоАП (Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов).

В РФ запретили религиозную организацию “Свидетели Иеговы”, что также является нарушением свободы совести и религии. Запрет де-факто распространился и на Крым. 17 июля 2017 года Верховный суд РФ признал законным решение о признании российских «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией, запрете их деятельности и ликвидации в РФ. В  списке запрещенных некоммерческих организаций на сайте Минюста РФ значатся 18 крымских организаций “Свидетелей Иеговы”.

Кроме того, в 2017 году зафиксированы административные преследования за религиозные убеждения. На крымском сайте де-факто органов власти «Мировые судьи Республики Крым» размещена информация о 6-ти решениях по административным делам, открытым в 2017 году за религиозную деятельность в Крыму. Среди них штрафы за раздачу листовок о дне рождения пророка Мухаммеда, участие в богослужениях Свидетелей Иеговы, отсутствие вывески на помещениях, где проходили богослужения.

 

Аресты и штрафы за мирные собрания

Крым. Одиночный пикет. 14 октября 2017

Оккупационные власти значительно усилили ограничение свободы мирных собраний. В частности, только за участие в одиночных пикетах 14 октября задержали не менее 49 человек. В дальнейшем  оштрафовали 75 человек. Общая сумма штрафов для тех, кто вышел на пикеты в этот день, составила 790 000 рублей. За один день, 18 декабря, в Крыму прошло 65 судебных заседаний по таким делам. Для сравнения, общая сумма админштрафов за нарушения свободы мирных собраний за весь период оккупации составила более 3,5 миллионов рублей.

КПГ зафиксировала два случая, когда людей оштрафовали на сумму 150 тысяч рублей за то, что они дважды привлекались по статье 20.2. КОаП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

Также под видом нарушения правил проведения публичных мероприятий дважды запрещали проведение футбольных матчей, на одного из организаторов футбольного турнира составили протокол. Голова поселка Октябрьское запретил проведение конкурса рисунков в местном доме культуры, назвав его несогласованным массовым мероприятием. Кроме того, незаконными митингами оккупационные власти начали называть стихийные собрания граждан во время обысков. За подобные собрания людей массово штрафовали, арестовывали, а иногда избивали. Более того, 18 мая людям запретили даже возложение цветов к памятнику жертвам депортации крымскотатарского народа. Возложение цветов тоже назвали несогласованным с властями митингом.  Подобные действия являются не только давлением на свободу, но и содержат дискриминацию крымскотатарских активистов по этническому признаку.  

Указанные выше негативные тенденции говорят о продолжении наступления властей РФ на права и свободы жителей Крыма.  Однако, несмотря на ухудшение ситуации, необходимо продолжать противодействовать этому, защищать права человека путем постоянного мониторинга, публичного освещения нарушений, использовать судебные международные механизмы и добиваться усиления экономических санкций против Российской Федерации, как оккупирующей державы.

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Прокрутить вверх