Граждане Украины, задержанные в Крыму в период с августа по ноябрь 2016 года по делу так называемых «украинских диверсантов», лишены свободы по политическим мотивам, с нарушением фундаментальных прав и свобод. Это делает возможным считать их политическими заключенными на основании международно-правовых норм.
К такому выводу пришли эксперты Крымской правозащитной группы (КПГ). Начиная с августа 2016 года, они фиксируют и анализируют информацию по делу так называемых «украинских диверсантов». На сегодняшний день точно известны имена 10 задержанных по этому делу.
Однако, с высокой долей вероятности можно предположить, что задержанных больше, так как российские СМИ со ссылкой на ФСБ сообщили о задержании 9 человек еще в августе.
Согласно собранной КПГ информации, в августе 2016 года задержаны граждане Украины Евгений Панов, Андрей Захтей, Редван Сулейманов, Владимир Присич. В ноябре – Дмитрий Штыбликов, Алексей Бессарабов, Владимир Дудка, Глеб Шаблий, Алексей Стогний и Леонид Пархоменко.
Российские СМИ опубликовали видеоматериалы – фрагменты оперативных съемок ФСБ, на которых некоторые «украинские диверсанты» дают «признательные показания» против себя.
Кандидат юридических наук, доцент, адвокат Юрий Гришин проанализировал содержание этих видеоматериалов и указал на ряд грубейших нарушений де-факто действующего в Крыму уголовно-процессуального законодательства РФ. «В ходе допроса «диверсантам» неоднократно задают наводящие вопросы, уже содержащие ответ. Допросы проводятся без участия защитников. Произведенная видеозапись не содержит видеозахватов всех участников следственного действия, хотя это является одним из обязательных условий ее создания», – рассказал Гришин.
«То есть следователи собираются использовать недопустимые доказательства. Вышеизложенные обстоятельства, с высокой долей вероятности, позволяют предположить, что «украинские диверсанты» дают ложные показания, оговаривают себя вследствие применения к ним незаконных методов ведения следствия», – отметил эксперт.
Павел Лакийчук, эксперт Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», в прошлом руководитель информационных программ Центра НОМОС, который лично знает Алексея Бессарабова и Дмитрия Штыбликова, предоставил биографические сведения о фигурантах дела «украинских диверсантов». Эксперт отметил интересную деталь в биографии Глеба Шаблия и предположил, что целью ФСБ может быть контр-адмирал ВМС Украины Владимир Анисимович Колпаков, так как Шаблий является его близким родственником.
Лакийчук полностью уверен в невиновности своих бывших коллег. «Новых крымских диверсантов» объединяет только год рождения и время обучения в учебных заведениях Украины военного профиля. Возможно, они и знали друг друга, но объединять их в «украинскую диверсионно-террористическую группу» – абсурд», – констатировал бывший руководитель НОМОСа.
Руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник сообщила о многочисленных нарушениях, зафиксированных экспертами и юристами КПГ в «делах крымских диверсантов»:
– фальсификация доказательств, отсутствие прямых доказательств, распространение видеозаписей постановочных допросов;
– принуждение к признательным показаниям, отсутствие защитника при процессуальных действиях, постановочный характер допросов;
– препятствование работе адвокатов: неправомерные отказы в посещении подзащитных, принуждение задержанных к отводу адвокатов по приглашению; привлечение адвокатов по назначению, которые действуют формально, не обеспечивая фактической защиты задержанных; создание преград в доступе адвокатов по приглашению к подзащитным (содержание задержанных в тех местах несвободы, которые противоречат решениям суда о взятии под стражу);
– позиционирование задержанных еще на стадии следствия в информационном поле России и Крыма как виновных, что нарушает презумпцию невиновности;
– невозможность рассмотрения дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, действующим на основании закона;
– применение пыток, физического и психологического давления.
«Само дело так называемых «диверсантов» уже приобрело массовый характер, так как осуществляется преследование не одного человека, а группы лиц, причем не только тех, кто постоянно проживает в Крыму, но и украинцев, временно там оказавшихся.
В отношении людей, задержанных по «делам крымских диверсантов», нарушены фундаментальные права человека: запрет пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд, право на эффективное средство правовой защиты», – подытожила Ольга Скрипник.
Игорь Котелянец, брат Евгения Панова, призвал всех, кто неравнодушен к судьбам украинцев, лишенных свободы Российской Федерацией, не забывать их и стараться морально поддерживать. В частности, он предложил присылать письма или открытки своему брату по адресу: Панов Евгений Александрович 06.06.1977 г.р. п\я 201 Лефортовский вал, 5 г. Москва 111020 Российская Федерация.