Руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник рассказала об основных рисках для политзаключенных, которые содержит новый законопроект, презентованный Министерством оккупированных территорий 25 мая.
Законопроект предлагает создать комиссию, которая будет определять, является ли политическим заключенным украинец, лишённый свободы на территории РФ, Крыма или ОРДЛО. Тем, кто получит статус политзаключенного либо членам их семей предлагается в дальнейшем выплачивать денежную помощь от государства.
В министерстве признают, что закон нуждается в существенной доработке и обещают создать рабочую группу по его усовершенствованию.
Анализируя предложенный документ, руководитель КПГ выделила пять основных рисков, которые содержит законопроект.
“Первое — это определение политического заключенного. В основе этого определения лежит резолюция Совета Европы “О политических заключенных”.
Однако, в этом определении одной из характеристик политзаключенного является его гражданская или политическая деятельность. Учитывая ситуацию в Крыму, с точки зрения КПГ, в такой формулировке есть определенные риски. Например, все девять фигурантов дела «украинских диверсантов» стали заложниками этой ситуации не из-за политической и гражданской деятельности, а просто потому, что чья-то рука в ФСБ указала на них. Такой принцип о гражданской или политической деятельности в законе не обязателен, т.к. люди могут стать заложниками Кремля и по другим обстоятельствам”, — сказала Ольга Скрипник.
Координатор КПГ отметила, что в доработке также нуждаются статьи законопроекта о назначении материальной помощи.
“Одна из основных причин обращения за помощью – это то, что политзаключенный в данный момент по факту лишен свободы. Если же человек уже не лишен свободы, то он за помощью не может обращаться, а назначенная ранее помощь – прекращается. И вот здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Сейчас есть ряд политических заключенных, например, Геннадий Афанасьев, Надежда Савченко, Мустафа Дегерменджи и другие, которые уже вышли из СИЗО. Получается, они не смогут претендовать на данную помощь, т.к. они уже освобождены. Мы рекомендуем доработать этот момент, чтобы те, которые уже на свободе, смогли получить статус политзаключенного”, — пояснила правозащитница.
Следующий момент, на который обратила внимание Ольга Скрипник — это способ получения соцвыплат.
“Государство действительно предлагает помесячную выплату самому политзаключённому, либо членам его семьи. Эту помощь предлагают начислять по месту проживания самого политического заключенного или его семьи. Однако, если и заключенный и семья прописаны в Крыму или в так называемых «Л/ДНР», то выплаты на этих территориях они получить все равно не смогут. Другой вариант, который предлагается – это получение выплат через представителей. Чтобы политзаключенный из Крыма мог доверить своему представителю получение материальной помощи, он должен выдать ему доверенность. Но проблема в том, что любая доверенность, выданная в Крыму, не признается украинской властью”, — пояснила Ольга Скрипник.
Документы, выданные на оккупированной территории, могут стать проблемой и при получении статуса политзаключенного, — считает руководитель КПГ.
“Комиссия, принимающая решение, является ли человек политическим заключенным, должна использовать все документы. И здесь возникает еще один рискованный момент, который, как мы считаем, нужно более детально проработать. Доказательством того, что человек является политзаключенным, зачастую является постановление об избрании меры пресечения или другие документы, выданные российскими органами власти в Крыму. Но по-нашему же закону “Об обеспечении прав и свобод граждан на оккупированных территориях” Украина не признает документов, выданных в Крыму”, — акцентировала внимание правозащитница.
Также в законопроекте многие вопросы предлагается в дальнейшем регулировать с помощью постановлений Кабмина Украины. Ольга Скрипник пояснила, почему это может стать серьезной проблемой.
“В течении трех лет мы уже имеем несколько конкретных постановлений, которые противоречат самому же закону. Например, часть постановлений Кабинета Министров по вопросам социального обеспечения переселенцев противоречат самому же закону “О защите внутренне перемещенных лиц”. Печально известное для крымчан Постановление Кабмина № 1035 противоречит самому же закону о СЭЗ . Этот закон сам по себе антиконституционный, так еще и постановление ему противоречит. Точно также есть постановления, которые противоречат самому закону “Об обеспечении прав и свобод граждан на оккупированных территориях”. В этом случае аналогично: закон может быть хорошим, но если многие нормы будут регламентированы противоречивыми постановлениями Кабмина, это, по сути, заблокирует исполнение закона. Поэтому наше предложение – все процедурные, процессуальные вопросы максимально прописать в законе, чтобы как можно меньше полномочий возложить на Кабинет министров. Также необходимо прописать в законе четкие рамки, чтобы Кабмин при назначении, например, соцвыплат, просто не мог за них выйти”, — высказала свои предложения Ольга Скрипник.
По информации правозащитницы, Министерство оккупированных территорий Украины согласно привлечь представителей общественности для доработки проекта этого закона.
“Министр и его заместитель сказали, что будет создана в ближайшее время рабочая группа, которая будет дорабатывать текст этого проекта. Туда собираются включить народных депутатов от Крыма, в частности Мустафу Джемилева, который участвует в разработке этого проекта. Также в рабочую группу войдут и представители общественности, в том числе эксперты Крымской правозащитной группы, — сообщила Ольга Скрипник.
Напомним, 25 мая Министерство по делам оккупированных территорий Украины презентовало проект закона о признании политическими заключенными лиц, которые лишены свободы в связи с российско-украинским конфликтом.
Законопроект предусматривает, что ежемесячно лицам, признанным политическими заключенными, или членам их семей будет предоставляться государственная социальная помощь в размере двух минимальных заработных плат, а также ряд льгот, в частности, на бесплатное ежегодное медицинское обследование, бесплатная правовая помощь и тому подобное.
Сейчас проект закона находится на этапе обсуждения и пока не зарегистрирован в Верховной Раде.
Согласно сообщению МИД, по состоянию на декабрь 2016 года, Россия удерживает на своей территории по политическим мотивам как минимум 17 граждан Украины, еще 27 украинцев безосновательно задержаны и арестованы в оккупированном агрессором Крыму.