По данным Крымской правозащитной группы, в Крыму за период оккупации возбуждено не менее 11 дел по ч. 2 ст. 208 УК РФ (Участие в незаконном вооруженном формировании). Причиной уголовного преследования крымчан как минимум в семи случаях стало их, по версии российского следствия, участие в «Крымскотатарском добровольческом батальоне имени Номана Челебиджихана».
Три человека на данное время уже лишены свободы. Один из них — житель Ленинского района Крыма 24-летний Февзи Саганджи — 23 января 2019 года приговорен к 10 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Мужчину признали «виновным в участии в деятельности незаконного вооруженного формирования на территории Украины».
Еще 8 человек, обвиняемых по ст. 208 УК РФ, объявили в розыск: уже вынесены решения крымских «судов» о содержании их под стражей в случае задержания. Возможно, что их также разыскивают по подозрению в участии в добровольческом батальоне. Так, 12 июля 2019 года «Киевский районный суд» Симферополя заочно избрал меру пресечения в виде заключения под стражу (с момента задержания ее на территории России либо в случае экстрадиции в РФ) для украинской журналистки крымскотатарского телеканала АТР Гульсум Халиловой. «Верховный суд» Крыма 1 августа оставил это решение в силе. Журналистке оккупационные власти Крыма также инкриминируют участие в «Крымскотатарском добровольческом батальоне имени Номана Челебиджихана».
По информации Крымской правозащитной группы, еще к двоим крымским татарам приходили с обысками в связи с их предполагаемым участием в этом батальоне, но пока нет точной информации о вынесении каких-либо постановлений «судов» в отношении них.
Аналитик Крымской правозащитной группы Александр Седов поясняет, как оккупационные власти обосновывают преследование крымчан за участие в добровольческом батальоне на территории Украины.
«Официальной причиной преследования обвиняемых в Крыму по ч. 2 ст. 208 УК РФ является то, что они не явились добровольно в силовые структуры РФ и не заявили о своем участии в «Крымскотатарском добровольческом батальоне имени Номана Челебиджихана». Заявленным следствием доказательством деятельности батальона против интересов РФ есть информация из СМИ, что целью создания батальона была деоккупация Крыма», — рассказал Седов.
«Исходя из того, что причиной преследования является членство в организации, которая ставит своей целью деоккупацию Крыма и которая не принимает участия в вооруженном конфликте или других военных действиях, преследование за участие в батальоне имени Номана Челебиджихана можно рассматривать как политически мотивированное», — пояснил правозащитник.