В Севастополе к двум годам лишения свободы приговорен местный житель, украинец Игорь Мовенко. Такую меру подконтрольный России суд избрал ему за несколько комментариев в соцсети «ВКонтакте», которые были квалифицированы как публичные призывы к экстремизму. Что ожидает севастопольца после приговора и как теперь живет его семья, выясняли Крым.Реалии.
Координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник отмечает, что подконтрольный Кремлю «Гагаринский райсуд» Севастополя в деле украинского активиста Игоря Мовенко проигнорировал ряд обстоятельств, которые имеют важное значение.
«Сфабрикованность этого дела подтверждает то, что основным доказательством в этом деле стала экспертиза, проведенная экспертом ФСБ. Считать его выводы объективными очень сложно. Но когда защита предоставила свою независимую экспертизу, судья ее проигнорировал. О предвзятом отношении судьи к Мовенко свидетельствует и то, что судья полностью проигнорировал смягчающие обстоятельства в деле, положительную характеристику Игоря Мовенко и то, что он не пытался скрыться от следствия. Мы были шокированы приговором суда, потому что в большинстве случаев в похожих делах применялось условное наказание», – говорит она.
В Крымской правозащитной группе обращают внимание на судью, вынесшего приговор Игорю Мовенко и сразу заключившего его под стражу. По информации сайта «Гагаринского райсуда» Севастополя, 36-летний судья Павел Крылло является уроженцем российского Омска.
Ранее он служил в органах внутренних дел и прокуратуры России. Судьей стал в мае 2014 года. Сначала работал в Октябрьском райсуде Омска, а с октября 2016 года был переведен в аннексированный Севастополь.
«Судья Крылло еще до вступления в силу приговора вынес решение о взятии Игоря Мовенко под стражу. Хотя имел все законные основания не избирать такую меру пресечения. Это уже не первое решение этого судьи в политических делах. Ранее он осудил Владимира Присича (харьковского дальнобойщика, фигуранта крымского дела «украинских диверсантов» – КР), проигнорировав заявления подсудимого о пытках в отношении него со стороны ФСБ. Все это говорит о том, что судья явно предвзят к украинцам и способен принимать незаконные решения. Все это, к сожалению, отразилось на судьбе Игоря Мовенко», – поясняет Ольга Скрипник.
По словам правозащитницы, приговор и решение о заключении Игоря Мовенко под стражу могут быть местью ему от ФСБ и крымских силовиков после инцидента 2016 года. Тогда севастопольский силовик избил Мовенко за украинскую символику. Активист тогда добивался привлечения нападавшего к ответственности, но местные правоохранители отказались возбудить уголовное дело. А вскоре местные спецслужбы начали преследовать самого Игоря Мовенко. На одном из судебных заседаний он рассказывал, что силовики отыскали в соцсетях старые комментарии и с помощью пыток заставляли его признать себя их автором.
Приговор Игорю Мовенко 4 мая вынес подконтрольный России Гагаринский районный суд Севастополя. Часть 2 статьи 280 Уголовного кодекса России, по которой квалифицировали действия Мовенко, предусматривает наказание в виде принудительных работ или лишения свободы до пяти лет. Сторона обвинения в суде запрашивала для севастопольца условное лишение свободы, но суд решил назначить ему реальное заключение в колонии общего режима.
«Суд признал Мовенко И. А. виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, совершенных с использованием сети «Интернет», и назначил ему наказание в виде лишения свободы на два года в колонии общего режима. После отбытия основного наказания осужденный на шесть месяцев лишен права осуществления деятельности, связанной с доступом к информационно-коммуникационным сетям», – сообщает пресс-служба подконтрольного России Гагаринского райсуда Севастополя.
Приговор в законную силу не вступил, но Мовенко прямо из зала суда отправили под арест в СИЗО Симферополя.
Жена активиста Валентина Мовенко признается, что для ее супруга «приговор стал потрясением», хотя он допускал подобный сценарий.
«Такие мысли (о реальном лишении свободы – КР) возникали на фоне решения по делу Ахтема Чийгоза (зампреда Меджлиса крымскотатарского народа, осужденного в Крыму к восьми годам лишения свободы по «делу 26 февраля» – КР). Но он – знаковая в Крыму фигура, и потому была понятна логика его приговора. В случае с Игорем все иначе», – рассказала она Крым.Реалии.
По ее словам, супруг встретил приговор «без суеты и эмоций». Валентина Мовенко же, в свою очередь, эмоционально реагирует на произошедшее и говорит об этом сквозь слезы.
Игоря Мовенко отправили в СИЗО в пятницу, 4 мая, лишив возможности взять с собой вещи первой необходимости. Крымская активистка Алена Попова пыталась в тот же день передать их ему. Но ей отказали, заявив, что Мовенко не приписан к постоянной камере. Удалось это сделать после выходных – 7 мая.
«Когда человек поступает в СИЗО накануне выходных, почему-то закрыты базы и он в них не попадает. Потому нет у сотрудников возможности узнать, в какой он камере. Мне объяснили отказ (в приеме передачи 4 мая – КР) вот такой процедурой. 7 мая мы все-таки передачу передали, все нормально. Но Игоря могут еще раз перевести в другую камеру. Это особенности пребывания в СИЗО. Нельзя сказать, что это только к Игорю Мовенко такое отношение. С этим сталкиваются и другие», – рассказала Алена Попова Крым.Реалии.
По ее словам, Игорю Мовенко удалось передать одежду, еду и посуду. Состояние активиста она характеризует как «более-менее нормальное, но морально сложное».
Пока Игорь Мовенко находится в СИЗО, ему положены два свидания с родными в месяц. Но этот вопрос пока не решен. «Не знаю, когда мы сможем увидеться. И эта неопределенность страшнее всего», – говорит его супруга.
После ареста активиста его семья оказалась в сложном финансовом положении. Пока Мовенко находится в СИЗО, его супруге предстоит самостоятельно обеспечивать себя и дочь, а также оплачивать арендованную квартиру. Затратными также будут ее поездки в Симферополь к мужу. «Этой семье очень нужна поддержка, в том числе финансовая, от всех, кому не безразлична судьба таких людей, как Игорь», – отмечают крымские активисты.