Координатор Крымской правозащитной группы (КПГ) Ольга Скрипник на пресс-конференции в Украинском кризисном медиа-центре заявила, что за время оккупации Крыма почти все религиозные общины, все религиозные организации подверглись притеснениям, ограничениям, преследованиям, кроме церкви Московского патриархата.
«Мы мониторим и фиксируем это, ежегодно и ежемесячно передаем эту информацию в международные организации», — сказала Ольга Скрипник.
По словам правозащитницы, на полуострове от существенных притеснений и даже уголовного преследования страдают мусульмане. «Нам известно, что сейчас за решеткой находится 56 человек, которых незаконно с нарушением фундаментальных прав обвинили по террористическим статьям, за принадлежность к «Хизб ут-Тахрир» , которая запрещена в России. Но ничего общего с террористической деятельностью эти люди не имеют», — отметила она.
По словам координатора КПГ, неоднократно были зафиксированы случаи, когда религиозный признак используется оккупационными властями ради того, чтобы преследовать не только религиозных деятелей и активистов, но и журналистов, общественных деятелей.
В пресс-конференции, на которой была обнародована Резолюция Круглого стола по религиозной свободе в Украине, приняли участие: пастор Анатолий Козачок, о. Олекса Петрив, Геннадий Билорицкий, шейх Рустам Гафури, Александр Заец, Александра Матвийчук, Евгений Захаров, Ольга Скрипник.
Резолюцию о свободе религии на оккупированных Российской Федерацией украинских территориях Крыма и Донбасса поддержали представители 24 церквей и религиозных организаций и 24 общественных организаций.
В резолюции отмечается, что оккупационная власть в Крыму не признает свободу религии, а рассматривает ее как коллективную категорию, которая зависит от уровня лояльности к российским властям. Поэтому российские силовые органы в Крыму продолжают преследовать мусульман из числа крымских татар, Православную Церковь Украины, Украинскую Греко-Католическую Церковь, Свидетелей Иеговы и отдельные евангельские церкви Украины.
«Оккупация Крыма привела к многочисленным нарушениям свободы религии. Принудительно введенное российское законодательство широко применяется для преследования религиозных общин и отдельных верующих. Так называемое антиэкстремистское законодательство России противоречит международным стандартам и используется для необоснованных обвинений и преследований верующих и религиозных общин», — сказано в резолюции.
Инициаторы резолюции просят назначить специального представителя ЕС по вопросам оккупированных украинских территорий Крыма и Донбасса для осуществления постоянного контроля за ситуацией с нарушением прав человека и периодической публичной отчетности Совету ЕС о состоянии дел.