Эксперты Крымской правозащитной группы (КПГ) провели мониторинг нарушений свободы собраний в Крыму за 3 года оккупации. Результаты мониторинга опубликованы в аналитическом докладе КПГ, презентация которого состоялась 12 июня в Киеве.
Об основных тенденциях и видах ограничений свободы собраний в Крыму рассказал один из авторов доклада, аналитик КПГ, Александр Седов.
“Во время оккупации и в первые месяцы после нее против митингующих применялись силовые методы с привлечением парамилитарных формирований. Позже, в мае 2015 года, местные власти просто запретили проведение любых массовых мероприятий на территории полуострова до особых распоряжений. В ноябре 2015 года подобный запрет повторила администрация Симферополя.
Со временем с целью придать нарушениям свободы мирных собраний видимость законности де-факто власти изменили тактику. На местном уровне было принято постановление, ограничивающее количество мест, в которых можно проводить массовые мероприятия. Это распоряжение лишило граждан возможности проводить акции протеста рядом с органами власти, против действий которых они выступают.
Согласовательный, а не уведомительный порядок уведомления властей о проведении мирного собрания позволяет властям отказать в проведении любой акции. А если мирное собрание проводится без разрешения, то участников и организаторов привлекают к ответственности. Причины отказа в согласовании достаточно разнообразны: жаркая погода, помеха уборки улиц, якобы планируемое проведение в этом месте другого мероприятия, которое фактически не проводилось. Однако самой распространенной причиной является несоответствие заявки закону РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». При этом в отказах обычно не указывают, в чем именно выражено несоответствие”, — рассказал Александр Седов.
Что касается групп, в отношении которых применяются ограничения, то это прежде всего крымскотатарские и украинские активисты. Массовые собрания, которые им запрещают проводить, не имеют отношения к политике. Это акции, которые связаны с проявлением украинской и крымскотатарской идентичности. Крымские активисты Осман Измаилов и Леонид Кузьмин сталкивались с такими запретами неоднократно.
Осман Измайлов 18 мая 2017 года установил в своем автомобиле крымскотатарский флаг с черной лентой, чтобы почтить память погибших в результате депортации и напомнить окружающим о траурном событии. Однако сотрудники ДПС РФ останавливали их автомобили и под разными предлогами требовали убрать флаги. За один день Османа Измайлова на улицах Симферополя останавливали четыре раза.
«Мне вменяли абсолютно абсурдные обвинения в том, что моя машина не предусмотрена для перевозки флагов, что она мешает движению, кто-то из сотрудников полиции сказал, что флаг запрещен. Угрожали насильно отвезти меня в РОВД. Ни один из сотрудников ДПС не смог мне объяснить, какие законы я нарушаю”, — рассказал активист.
Украинскому культурному центру в Крыму власти запрещают проводить любые публичные акции, а руководитель центра Леонид Кузьмин получает не только отказы в проведении таких мероприятий, но и «предупреждения о недопустимости экстремизма». Подобный документ Кузьмину вручила полиция после того, как симферопольские власти отказали украинским активистам в проведении публичного мероприятия по случаю дня рождения Тараса Шевченко.
«Обязанность любого государства – обеспечивать свободу мирных собраний. Но в Крыму действующая власть лишает нас свободы собираться, выражать и обсуждать проблемы публично, мирно. Как пример такого запрета для нас, как Украинского культурного центра, — это запрет на мирное собрание 9 марта 2017 года. Надуманная причина в этот раз — это якобы «неправильно заполненное уведомление на проведение мероприятия». За 3 последние три года мы 7 раз пытались согласовать с властями мирные акции, и нам согласовали только 1 раз: в 2015 году мы провели публичное мероприятие, посвященное дню рождения Кобзаря», — сообщил Леонид Кузьмин.
Помимо запретов властями применяются и превентивные меры в виде писем от администрации и прокуратуры, которые рассылаются перед очередной памятной датой. В письмах получатели предупреждаются об ответственности за проведение несогласованных мероприятий. Начиная с 2015 года подобные меры применяются также в отношении пророссийских активистов, недовольных местной администрацией, и появившихся на полуострове в последнее время представителей российской оппозиции.
Александр Бурмагин, эксперт общественной организации «Платформа прав человека» уверен, что проблемам нарушения прав человека в Крыму нужно уделять как можно больше внимания.
«Трудно переоценить важность подобных исследований. Как с точки зрения фиксации системных нарушений основных прав человека на оккупированной территории Крыма, так и доведение этой информации до международного сообщества. Также, такая работа — доказательство того, что о полуострове и стандартах прав человека на нем не забыли в Украине «.
По результатам мониторинга правозащитники разработали рекомендации для правительств РФ, Украины и международных организаций, выполнение которых может улучшить ситуацию с правами человека на полуострове. КПГ также направила свой аналитический доклад в соответствующие структуры ООН, ОБСЕ и Совета Европы.