В Крыму, в результате незаконных обысков, которые оккупационные российские правоохранительные органы проводят под видом «гласного обследования жилища», у активистов часто изымают технику, мобильные устройства и другие вещи.
Крымская правозащитная группа зафиксировала ряд случаев такого изъятия, после которого крымчане не могут вернуть свое имущество.
Так, например, у Натальи Ващенко в Керчи еще летом 2016 года в результате подобного незаконного «обследования» сотрудники ФСБ РФ забрали два ноутбука, которые находились в квартире ее матери. Позже, после письменного обращения Ващенко в ФСБ, один ноутбук вернули, а второй — нет. Похожая ситуация случилась в семье украинских активистов Натальи Харченко и Андрея Виноградова. В январе 2017 года после незаконно проведенного «гласного обследования жилища» в доме родителей Натальи забрали четыре компьютера и до сих пор не вернули. В обоих случаях технику изымали для того, чтобы попытаться в ней «найти» какие-то запрещенные файлы или зайти в соцсети под паролями владельцев аккаунтов, скорее всего, с целью сфабриковать уголовное или административное дело против активистов.
Главное: в случае изъятия имущества требуйте составление протокола изъятия и копию этого документа. Если вам отказываются предоставить протокол, запишите, когда, кем и у кого, по какому адресу и на основании чего проводят гласное обследование жилища, перечень всех участников «обследования», а также полный перечень всего, что было у вас изъято. В дальнейшем вы можете обжаловать эти действия силовиков в их вышестоящих органах, в суде или прокуратуре. Для того, чтобы вернуть свое имущество, вы можете письменно обратиться непосредственно к руководителю того оперативно-розыскного органа (ФСБ, МВД), сотрудники которого проводили «обследование жилища» и изъяли ваше имущество.
Эксперт Крымской правозащитной группы Юрий Гришин разработал подробные рекомендации по возврату имущества, изъятого при гласном обследовании жилища, и шаблон заявления о возврате имущества.
Ранее эксперты Крымской правозащитной группы поясняли, чем юридически отличаются понятия «обыск» и гласное и негласное «обследование жилого помещения», которые проводят в Крыму оккупационные силовые структуры. Поскольку обыск, согласно де-факто действующего в Крыму российского законодательства, может проводиться только после возбуждения уголовного дела, то к активистам часто приходят не с обыском, а именно с «гласным обследованием жилого помещения». Юристы КПГ давали подробные рекомендации, как действовать во время проведения обысков, как вернуть вещи, изъятые во время обыска, а также, что необходимо делать при проведении в вашем доме «гласного обследования жилища».