7 апреля в «Раздольненском районном суде» состоялось очередное заседание по делу украинского активиста Владимира Балуха. Подробности в эфире Громадського радио рассказала координатор Крымской правозащитной группы Ольги Скрипник.
Виктория Ермолаева: Какие есть новые подробности в этом деле?
Ольга Скрипник: Сейчас появляется все больше подробностей. Изначально, когда все дело началось, и то, как проходил так называемый обыск (хотя его называют оперативно-розыскным мероприятием обследование жилища). Он был проведен с грубейшими нарушениями, очевидными фальсификациями.
Балуха устранили от обыска, заперли в комнате, пришли какие-то неизвестные люди, которые, как оказалось, не имели право находиться на этом «обследовании». Когда никто не видел, поднялись на чердак, где был флаг. Неизвестно, что там происходило. Судя по всему, были подкинуты так называемые «доказательства». После этого пытались очень грубо слепить это дело.
Сейчас, изучив это, на заседаниях адвокаты вскрывают все эти детали. С 4 апреля на заседаниях принимает участие еще один защитник – Дмитрий Динзе (нам он известен по делу Олега Сенцова и Евгения Панова). Все эти факты фальсификации были изложены на более чем 10 листах. Сегодня защитники потребовали освободить Балуха, потому что он незаконно был лишен свободы.
Более того, сегодня один напоминал судьям, что есть уголовная ответственность за заведомо осознанное использование фальсифицированных доказательств, за то, что они знают, что человек незаконно лишен свободы, и продолжают его удерживать.
Ходатайство отпустить Балуха судья не удовлетворил. Но сегодня адвокаты затребовали провести экспертизы. Как выяснилось, никаких нормальных экспертиз патронов или боеприпасов на отпечатки пальцев не проводилось. Понятно, что никаких отпечатков пальцев Владимира Балуха там нет. И это ходатайство было судьей удовлетворено.
Татьяна Курманова: В ходе заседания был допрошен свидетель обвинения — сотрудник уголовного розыска Евгений Бобров, который якобы «нашёл патроны» во время обыска в доме Балуха и который говорит, что выполнял приказы сотрудников ФСБ.
Ольга Скрипник: Это один из интересных фрагментов, который показывает, что весь этот «обыск» был сфабрикован. И сотрудники ФСБ, которые, по сути, выступили инициаторами обыска, на самом деле, провели его руками полицейских. Есть интересные нюансы, что сам этот обыск инициировали одни сотрудники, но направили туда Боброва, Лопатина и Коновалова – сотрудников полиции, которые по факту это проводили. Но законных оснований приходить у этих людей не было.
Татьяна Курманова: Как вы считаете, есть надежда, что дело благополучно разрешиться?
Ольга Скрипник: Думаю, всегда есть надежда. Иначе с этими людьми никого бы не было, все бы опустили руки. Как бы не грустно все развивалось, есть маленькие победы, есть люди, которые уже на свободе, хотя были в таких политически мотивированных делах. Есть люди, которые освобождены из СИЗО (Али Асанов и Мустафа Дегерменджи). Такие события дают больше надежд нам, но, в первую очередь, семьям и жертвам, которые находятся в местах несвободы. То, что делают адвокаты Володи Балуха, что зафиксировано в их ходатайствах и то, о чем они сегодня говорят на суде, — это очень важные моменты. Они доказывают, собирают и документируют жуткие нарушения, потому что рано или поздно это все ляжет на столы международных судов, и люди, которые виновны, будут привлечены к ответственности.
Напомним, что утром 9 ноября 2016 года украинский активист Владимир Балух на стене собственного дома в Крыму в Раздольненском районе разместил табличку «Улица Героев Небесной сотни, 18». В 17 часов этого же дня к нему приехал председатель сельского совета Степанюк Виталий Викторович с двумя помощниками и потребовал снять табличку. 8 декабря сотрудники ФСБ явились с обысками в селе Серебрянка Раздольненского района Крыма к Владимиру Балуха. Обыски проводились в течение 4-х часов в домах Владимира Балуха и его матери. После обысков активиста задержали. Сотрудники ФСБ заявили, что якобы на чердаке дома, где живет Владимир Балух, обнаружены 90 патронов и несколько тротиловых шашек.