В оккупированном Россией Крыму стартовала очередная призывная кампания. Проходит она на фоне полномасштабной войны России против Украины. По информации начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу созданного Россией военного комиссариата Крыма Сергея Давиденко, план для оккупированного Крыма на осеннюю кампанию составляет две тысячи призывников.
Минувшей весной Госдума РФ сразу в трех чтениях приняла законопроект о реестре военнообязанных. Он усиливает контроль над населением призывного возраста на оккупированных украинских территориях, практически лишая возможности избежать призыва в ряды российской оккупационной армии.
Есть ли у крымских призывников риск попасть на фронт и какое пространство для маневра остается у тех, кто не хочет служить, но ему пришла или может прийти повестка? В эфире Радио Крым.Реалии говорили об этом с пресс-секретарем российского проекта «Идите лесом» Иваном Чувиляевым, главой Крымскотатарского ресурсного центра Эскендером Бариевым и аналитиком Крымской правозащитной группы Ириной Седовой.
Особенность этой призывной кампании состоит в том, что вступили в силу репрессивные поправки в российское законодательство, ужесточающие правила военного призыва, рассказывает пресс-секретарь российского проекта «Идите лесом» Иван Чувиляев. Все эти изменения направлены на то, чтобы человек, подпадающий под военный призыв или мобилизацию, не смог от этого уклониться.
«Введен единый реестр военнообязанных, вроде бы, хотя никто ответить не может, работает ли он, и проверить это невозможно. Увеличены штрафы за неявку по повестке. Это по-прежнему штраф, но он стал большим. Если раньше это были «смешные» деньги, то теперь это 30 тысяч рублей – большая сумма, особенно, если речь идет не о Москве и Санкт-Петербурге. Все усилия властей направлены на то, чтобы просто не брать повестку и не ходить в военкомат было уже нельзя», – рассказывает Иван Чувиляев.
При этом за игнорирование повестки и неявки в военкомат грозит административная ответственность. Если в военкомате будут угрожать тюрьмой, не надо этому верить, советует Чувиляев.
Все законодательные изменения направлены на поражение человека в правах. Поправки предусматривают запрет на вождение автомобиля, продажу и покупку жилья, лишение возможности выехать за границу. Частично с этим можно бороться, оформив свое имущество на близких, не подлежащих призыву и мобилизации, советует правозащитник.
«В идеале [оформить] на женщину. Почему на женщину? Потому что ваша мама, бабушка, подружка смогут не только распоряжаться вашим имуществом, если это будет необходимо вдруг. Захотите передать машину, и она продаст ее. И вы будете как бы не причем, и в этом смысле не будете поражены в правах. Кроме того, если вам придет повестка, в которой будет написано, что она для уточнения данных, ваш близкий сможет прийти как ваш официальный представитель. И он все ваши медицинские справки принесет в военкомат», – рассказывает Иван Чувиляев.
Еще один вариант избежать службы в российской армии – написать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы (АГС), рекомендует Чувиляев.
«Это совсем не значит, что вас завтра отправят нести эту альтернативную службу. Это значит, что вы сможете вставить палку в колесо этой машины военной и сможете остаться невредимым. Потому что если подаете заявление на АГС, то его рассматривают долго, и на время его рассмотрения у вас есть в некотором смысле броня от военкомата», – говорит Иван Чувиляев.
По информации главы правления Крымскотатарского ресурсного центра Эскендера Бариева, российские власти пытаются максимально привлекать молодых крымчан в ряды российской армии. Им обещают службу в пределах Крыма.
Так российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев заверил, что призывники будут служить «на территории России» и не будут направлены на линию фронта.
«Призывников не будут направлять для участия в выполнении задач специальной военной операции (так в России называют ее войну против Украины – КР) , а также в пункты дислокации подразделений Вооруженных сил РФ в новых регионах Российской Федерации: Донецкую и Луганскую народные республики, Херсонскую и Запорожскую области (оккупированные российской армией части Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей были незаконно аннексированы Россией в сентябре 2022 года – КР)», – подчеркнул он.
И вот «РИА Новости» со ссылкой на Сергея Давиденко тоже обещает, что ни на линию фронта, ни даже на оккупированные территории материковой Украины их не отправят.
Это многих вводит в заблуждение, создавая иллюзию безопасности военной службы, говорит Эскендер Бариев. Мол, лучше отслужить рядом с домом, главное, чтобы не посадили, не оштрафовали и не забрали на «СВО». Но, в Крыму уже были случаи гибели срочников.
«Мы в своей информационной кампании «Могилизация» говорим – не нужно поддаваться этому обману, когда вас берут как срочника, а потом отправляют на войну. Хочу отметить, что среди срочников есть погибшие, потому что даже когда их оставляют в Крыму, и когда за последнее время были результативные удары по стратегическим военным объектам России в Крыму, то под эти удары попадают срочники. Например, когда в Октябрьском был удар по складу оружия, и там писали, что без вести пропало 18 срочников и, как нам стало позже известно, эти 18 срочников погибли. Они были на погрузке оружия», – рассказал Эскендер Бариев.
За прошлый квартал этого года в Крымской правозащитной группе зафиксировали 25 решений подконтрольных России судов о вынесении приговоров за уклонение от службы в российской армии. Это штрафы, рассказывает аналитик КПК Ирина Седова.
«Но кроме того, что это штрафы от 15 до 50 тысяч, это также и уголовная ответственность. Человек считается преступником и это на его жизни в дальнейшем большое пятно. Его не будут брать на работу и всячески дискриминировать дальше. Тем более, даже уголовная ответственность не освобождает от дальнейшего призыва в армию. Заведут дело, оштрафуют и отправят в армию. Это плохая тенденция. По сравнению с тем, что было до вторжения, количество уголовных дел увеличилось. Тиски сжимаются, количество уголовных дел будет расти», – рассказывает Ирина Седова, отмечая, что российские власти закрыли судебные реестры и собирать информацию можно только из открытых источников.
В весенний призыв в Крыму в российскую армию призвали 2,5 тысячи крымчан, рассказывает Ирина Седова со ссылкой на назначенного Россией военного комиссара полуострова. Примерно столько же они могут набрать и в этот осенний призыв, считает правозащитница
«К сожалению, есть такие персонажи, которые приехали из России и идут добровольно воевать, и, во-вторых, запугивание дает свои плоды. Кроме того, что штрафуют, мы зафиксировали случай, когда военнослужащего, который не захотел служить и пытался дезертировать, посадили на 8 лет и сделали максимальную огласку этому случаю, чтобы запугать остальных военнослужащих», – рассказала Ирина Седова.
Правозащитница отмечает, что теперь не обязательно получать повестку на руки для того, чтобы считаться призванным в российскую армию. Это она расценивает как грубейшее нарушение прав человека. В то же время рекомендации для тех, кто желает избежать призыва, остаются прежними – не попадаться тем, кто раздает повестки, и по возможности выехать из Крыма.
«Не через линию фронта, конечно, через другие страны выехать из полуострова, если вы призывного возраста и находитесь в группе, которая может в первую очередь попадать под повестку и призыв. Это люди с замеченной проукраинской позицией, крымские татары – они уделяют особое внимание этим людям, чтобы их в первую очередь завербовать. И не жить по месту прописки. Туда в первую очередь приходят к тем, кто у них «на карандаше», – советует Ирина Седова.
С 1 октября в Крыму российские власти создали 25 «призывных комиссий», их работа продлится до 31 декабря. С 16 октября началась отправка призывников со сборных пунктов. За девять лет аннексии Крыма Россия провела 17 незаконных, с точки зрения международного права, призывных кампаний на полуострове.