Утром 22 мая в Феодосии прошел обыск у супружеской пары, после чего 31-летний «Свидетель Иеговы» Максим Зинченко был задержан и доставлен в Севастополь.
Как сообщают в организации «Свидетели Иеговы», обыск, который проходил с 06:30 до 10:00 утра, возглавлял «следователь» Николай Погорелов.
«Оперативная группа насчитывала более 10 человек, пять из которых были вооружены. Силовики приказали хозяевам и гостившей у них супружеской паре лечь на пол. Следователь предлагал супруге Зинченко сотрудничество со следствием, запугивая ее большим тюремным сроком для мужа и запретом на свидания с ним. У верующих изъяли электронные устройства. Задержанию Максима Зинченко предшествовала длительная слежка», — сообщили в организации.
Как напомнили «Свидетели Иеговы», в Крыму было возбуждено 13 уголовных дел в отношении «свидетелей», 12 верующих приговорены к реальным срокам лишения свободы в колониях.
Как сообщала Крымская правозащитная группа, 20 апреля 2017 Верховный суд РФ признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ. 16 августа 2017 Министерство юстиции РФ приобщило крымские ячейки «Свидетелей Иеговы» в список экстремистских организаций. В 2018 году началось также преследования «Свидетелей Иеговы» в рамках уголовных дел. В 2020 году вынесли первые приговоры участникам организации «Свидетели Иеговы» с лишением свободы.
КПГ расценивает эти судебные процессы одновременно как нарушение прав человека и международного гуманитарного права. Преследование “Свидетелей Иеговы” — это нарушение статьи 9 Европейской конвенции по правам человека (Свобода мысли, совести и религии). Помимо этого, преследование лиц, которые не являются преступниками с точки зрения украинского законодательства — это нарушение ст. 7 ЕКПЧ (Наказание исключительно на основании закона), так как по международному гуманитарному праву РФ не имеет права применять свое уголовное законодательство на оккупированной территории. Нарушение ЕКПЧ попадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. С другой стороны, применение российского уголовного кодекса в Крыму — это нарушение Женевской конвенции IV, и уже военное преступление, которое подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.