На этой неделе в Крыму прошли сразу два резонансных судебных заседания. Крымскотатарский активист, политик и журналист Нариман Джелял, а также братья Азиз и Асан Ахтемовы, которых судят в Крыму по «делу о диверсии на газопроводе» в Перевальном, выступили с последним словом. А ФСБ озвучила обвинения в отношении медсестры, гражданской журналистки и активистки Ирины Данилович. В обвинительном заключении говорится о якобы изготовлении и хранении взрывного устройства из взрывчатого вещества и медицинских иголок.
Какого решения суда ждать в отношении Наримана Джеляла и братьев Ахтемовых? Почему задержанных в Крыму активистов пытают? На что надеяться арестованным активистам дальше? Об этом журналистка Катерина Некречая говорила в эфире Крым.Реалии с народным депутатом Украины, заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахтемом Чийгозом, руководителем Крымской правозащитной группы Ольгой Скрипник и заместителем гендиректора Украинского института Алимом Алиевым.
«До конца года мы увидим его на свободе»
Приговор Нариману Джелялу должны огласить 21 сентября. Ранее российское обвинение запросило для Джеляла и братьев Ахтемовых 15 лет колонии.
«Будет так называемый срок, и будет он немаленький. Но знаете, в данном случае, почему-то, я твердо убежден, что, может быть, до конца года мы Наримана увидим на свободе, – говорит зампредседателя Меджлиса Ахтем Чийгоз.
В то же время он подчеркивает, что не настроен так же оптимистично в отношении освобождения Асана и Азиза Ахтемовых.
«Будет ли это коллективное решение освободить, обменять или договориться – в этом вопросе мне трудно что-то сказать. Конечно, мы все очень хотим, чтобы раз списком посадили, то списком и освободили. Однако по Нариману у меня есть стойкое убеждение, которое основывается на том, что уж слишком ситуация изменилась с прошлого года. Обстоятельства изменились, и они в пользу Наримана», – считает Чийгоз.
Он рассказывает, что накануне звонил в Симферопольское СИЗО, где находится Джелял, и обменялся с ним приветствием.
Нариман Джелял был арестован в прошлом году вскоре после того, как он принял участие в первом саммите «Крымской платформы».
«Мне очень импонирует романтизм в письмах Наримана. Но он взрослым стал. То есть он говорит о вещах, которые подтверждают, что он знает, на что шел, знает цену его решения приехать в прошлом году на «Крымскую платформу» и знает цену этой борьбы за народ, за Крым, за Украину. Это поможет ему выдержать и пройти этот сложный путь», – уверен Чийгоз.
Дела, основанные на пытках
В конце июля гражданская журналистка Ирина Данилович передала Крым.Реалии письменное обращение, в котором заявила об агрессивных и противоправных действиях относительно нее со стороны сотрудников ФСБ.
Там нет никаких доказательств. Все это дело строится на пыткахОльга Скрипник
«Пытки – это абсолютно типичная практика. Почему она настолько распространена в Крыму, особенно в политических делах Наримана Джеляла, Иры Данилович, так называемых шпионов и т.д.? Это связано с тем, что все эти дела сфабрикованы. Там нет никаких доказательств. Все это дело строится на пытках, чтобы выбить из человека признательные показания, и это используется в материалах дела как единственное, по сути, доказательство», – заявляет руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.
Она обращает внимание, что видео с признаниями, которые были получены под пытками, часто используются в российской пропаганде.
«Дело Ирины Данилович – вообще абсурдное. Изготовление взрывчатого вещества, да еще с иголками – понятно, что это было сфабриковано», – считает Скрипник.
В то же время единственным условием, которое может освободить крымских политзаключенных правозащитница называет деоккупацию Крыма. По ее мнению, до тех пор, пока полуостров будет оставаться под контролем России, там всегда будут политически мотивированные дела.
Херсонщина и Крым. Дежа вю
Репрессивная машина в Крыму кидает под каток в первую очередь крымчан с активной гражданской позицией, которые не боятся ее высказывать, подчеркивает заместитель гендиректора Украинского института Алим Алиев.
Он не допускает сомнений, что в ближайшее время репрессированные крымчане будут освобождены. Однако Алиев подчеркивает, что очень важно, чтобы их дела и их судьбы постоянно находились под вниманием общественности.
«Сейчас уровень абсурда и количество трагедий, которые Россия несет на украинскую землю, абсолютно зашкаливает. Когда мы говорим о Крыме, то только на девятый год войны международное сообщество стало считать, что это война началась с Крыма», – отмечает Алиев.
Ситуация на оккупированной российскими войсками части Херсонской области вызывает у Алиева дежа вю – он вспоминает о том, как в 2014 году Россия укрепляла свою власть на оккупированных ею территориях Украины.
«Началось с похищений активистов и журналистов, запугиваний, выдавливания активных людей, потом был переход с гривны на рубли, и потом – подготовка псевдореферендума. Все это мы сегодня, к сожалению, видим на новооккупированных территориях», – говорит Алиев.