7 июля российские СМИ со ссылками на источники в силовых структурах сообщили, что контрразведка Южного военного округа проводит обыск у российского военного комиссара Крыма Юрия Лымаря. Позже в этот же день крымское управление российской ФСБ сообщило о том, что против Юрия Лымаря ведется уголовное расследование по двум статьям УК РФ – злоупотребление служебными полномочиями и получение взятки. Об этом говорим в эфире радио Крым.реалии
Российское издание «Вести Крым» сообщает, что под уголовным преследованием находится также российский военком Джанкоя и начальники отделов призыва в военкоматах Симферополя и Белогорска.
Состав преступления
Юрий Лымарь проработал на должности российского военкома Крыма меньше двух лет. Его перевели в Крым 14 августа 2020 года с должности военкома Астраханской области, в российских СМИ есть упоминания, что до Астрахани Лымарь руководил районными военкоматами в Брянске. Его предшественник на посту российского военкома Крыма Олег Ермилов был назначен руководить военкоматом в аннексированном Джанкое, затем в Ялте.
О составе преступления, которое инкириминирует ФСБ Юрию Лымарю, известно лишь, что речь идет о взятках за освобождение крымчан от службы в российской армии. Издание «Вести Крым» сообщило, что в ходе обыска дома у Лымаря нашли миллион российских рублей.
Вопрос возникает не столько во взяточничестве, сколько в том, почему именно сейчас его решили за это взятьОльга Скрипник
Украинских правозащитников новости о вероятном взяточничестве в крымских военкоматах не удивили. Так, эксперты Крымской правозащитной группы ранее, опираясь на поступавшие из Крыма сообщения, говорили о том, что «взятка – один из наиболее эффективных методов освобождения от незаконного призыва в Крыму».
«Мне кажется, что для многих очевидно, что взяточничество – это неотъемлемая черта так называемой российской армии, и поэтому все в принципе понимали, что военные комиссары берут взятки. Поэтому здесь вопрос возникает не столько во взяточничестве, сколько в том, почему именно сейчас его решили за это взять», – говорит в комментарии для Крым.Реалии глава Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.
Под руководством Юрия Лымаря в Крыму прошли четыре призывных кампании в российскую армию, за время которых, по данным правозащитников, могли быть призваны до 12 тысяч крымских призывников.
Введение обязательной воинской повинности на оккупированных территориях противоречит международному праву, нормам и обычаям ведения войны, однако и Лымарь, и его предшественники, игнорировали как призывы ООН прекратить призыв в Крыму, так и уголовные дела, заведенные украинскими правоохранительными органами.
В частности, Юрию Лымарю по подозрению прокуратуры АР Крым грозит до 12 лет лишения свободы.
Замена военкома в разгаре войны
Тема призыва в российскую армию в Крыму актуализировалась 24 февраля 2022 года, когда Крым стал использоваться как военный плацдарм и источник человеческого ресурса для российской армии в войне против Украины. На фоне сообщений о гибели и попадании крымских срочников в плен Вооруженных сил Украины, Юрий Лымарь вел информационную кампанию, в ходе которой «развенчивал фейки» и пытался убедить крымских родителей, что их детей воевать не отправят.
В предыдущие годы на пресс-конференциях он неоднократно говорил о якобы чрезмерном количестве желающих служить в армии России, и в это же время правозащитники фиксировали устойчивый рост числа уголовных дел против крымских «уклонистов».
Задержание Юрия Лымаря произошло за неделю до окончания весенней призывной кампании 2022 года в Крыму, и через неделю после того, как российский глава Крыма Сергей Аксенов распорядился заново создать в Крыму комиссии по мобилизации населения.
В руководство этой комиссии с согласия должен был войти и Юрий Лымарь.
Подготовку к массовой мобилизации в Крыму называет одной из версий происходящего глава КПГ Ольга Скрипник.
Может быть, результаты призывных кампаний в Крыму, или другой деятельности Лымаря, не устраивают РоссиюОльга Скрипник
«Вероятно, это не просто совпадение. Призывная кампания уже завершается, но сейчас есть отдельный указ о мобилизационной комиссии. Может быть, как раз результаты призывных кампаний в Крыму, или другой деятельности Лымаря, не устраивают Россию», – говорит Ольга Скрипник.
В то же время, она не исключает, что происходит «обычная смена кадров в манере, свойственной современному российскому госуправлению».
«Вероятно, что это просто кадровые перестановки, а мы знаем, что Россия просто так никого не убирает, чаще через уголовные дела», – отметила Скрипник.
Крымский политолог Евгения Горюнова также считает, что задержание Лымаря могло стать следствием срыва плановой призывной кампании в Крыму, причину которого силовики могли назначить именно в коррупции.
Почему именно сейчас? Потому что у России заканчиваются резервы, и пополнять их лучше всего за счет жителей КрымаЕвгения Горюнова
«Почему именно сейчас? Потому что у России заканчиваются резервы, и пополнять их лучше всего за счет жителей Крыма. Не из Москвы же брать», – говорит политолог. Горюнова прогнозирует, что процесс скрытой мобилизации в Крыму не только продолжится, но и будет усилен в первое время. «Не думаю, что в России будет объявлена всеобщая мобилизация, но в отдельно взятых районах, приграничных территориях – вполне. Так что крымчан ждут непростые времена: откупиться будет гораздо сложнее и дороже», – говорит политолог.
Но, считает Горюнова, излишняя ретивость в этом вопросе может дать обратный эффект: «это может повлечь снижение уровня лояльности к России, и особенно к местной власти, которая может торпедировать этот процесс для того, чтобы усидеть в кресле», – говорит Горюнова.
В ООН неоднократно настаивали на том, чтобы Россия прекратила призывать крымчан в свои вооруженные силы.
МИД России настаивает на «законности военного призыва» на территории аннексированного Крымского полуострова.