«Верховный суд Крыма» отказал в восстановлении срока апелляционной жалобы для бывшего политического заключённого Казима Аметова, который был оштрафован на 5 тысяч рублей за то, что находился поблизости от здания ФСБ во время массовых задержаний 4 сентября.
Как рассказала после заседания общественная защитница Хатидже Мамутова, активист подал апелляционную жалобу в установленные сроки, но забыл подписать копию для суда. На этом основании жалобу не приняли.
Сегодня «судья» Владимир Агин не усмотрел оснований для восстановления сроков обжалования. Хатидже Мамутова сообщила, что намерена обжаловать постановление в кассационной инстанции, однако Аметову уже предстоит оплатить штраф.
Как отмечает КПГ в правозащитном обзоре, 3 и 4 сентября после обысков, проводимых сотрудниками ФСБ РФ, были вывезены в неизвестном направлении 5 крымских татар: 3 сентября – Эльдар Одаманов; в ночь с 3 на 4 сентября – Асан Ахтемов, Азиз Ахтемов и Шевкет Усеинов, рано утром 4 сентября – Нариман Джелялов, первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, известный крымскотатарский общественный деятель.
Важно отметить, что неоднократно к жертвам таких «арестов», по факту являющихся похищением людей сотрудниками ФСБ, применялись пытки и другие незаконные методы следствия. В некоторых случаях, местонахождение похищенных неизвестно по сей день. К 2021 году уже несколько десятков человек стали жертвами насильственных исчезновений в понимании Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, среди которых Решат Аметов, Иван Бондарец, Валерий Ващук, Василий Черныш, Тимур Шаймарданов, Сейран Зинединов, Ислям Джеппаров, Джавдет Ислямов, Эрвин Ибрагимов и другие. Все такие случае насильственных исчезновений не расследуются на территории оккупированного Крыма.
ФСБ РФ и другие органы оккупационной власти сразу после задержаний 3 и 4 сентября заявили, что им ничего не известно о местонахождении похищенных, а сам факт задержания они отказывались признавать. Учитывая незаконные действия силовиков, официальную позицию оккупационных властей и предыдущие случаи исчезновений крымских татар, родственники задержанных и местные активисты имели обоснованные основания опасаться за жизнь и здоровье Наримана Джелялова, Асана Ахтемова, Азиза Ахтемова, Эльдара Одаманова, Шевкета Усеинова. Оккупационные власти обязаны были уведомить родственников и адвокатов о местонахождении задержанных. Эти незаконные действия ФСБ РФ вызвали широкий общественный резонанс.