Россия продолжает усиливать давление на жителей Крыма, не желающих служить в российской армии. Количество уголовных дел за отказ от службы в армии РФ с каждым годом в Крыму растет в геометрической прогрессии. Вместе с тем, несмотря на эпидемию, не прекращаются мероприятия, направленные на пропаганду службы в российской армии, проводятся парады и выставки оружия. Об этом на пресс-конференции в Киеве сообщил аналитик Крымской правозащитной группы Александр Седов.
По словам главы прокуратуры автономии Игоря Поночовного, с 2015 оккупанты незаконно провели 13 призывных кампаний, заставив служить в вооруженных силах РФ более 31 тысячи крымчан. С 1 октября 2021 оккупационная администрация начала очередную незаконную кампанию: планируется призвать еще около 3 тысяч крымчан.
«Этим кейсом мы вместе с Крымской правозащитной группой и СБУ в АРК занимаемся несколько лет и уже нами направлено 2 информационных сообщения в офис прокурора Международного уголовного суда: эта информация была использована в ежегодных отчетах. Сейчас представление в МКС на стадии изучения, ожидаем официального расследования«, — рассказал Игорь Поночовный.
Он напомнил, что такие действия квалифицируются на национальном уровне 438 статьей УК Украины (нарушение законов и обычаев войны). Санкция статьи предусматривает наказание на срок от восьми до двенадцати лет лишения свободы.
«Это пока единственная статья, которая говорит о международных преступлениях. Есть большие надежды на то, что все-таки закон о военных преступниках, расширяющий круг военных преступлений и дополняющий Уголовный кодекс преступлениями против человечности, все-таки будет подписан президентом, и мы сможем более широко использовать нормы Международного гуманитарного права в нашем уголовном законодательстве«, — отметил руководитель крымской прокуратуры.
Юрисконсульт и проектный менеджер международной организации Global Rights Compliance Анна Микитенко напомнила, что такие действия являются нарушением запрета государству-оккупанту принуждать гражданское население служить в ее вооруженных силах, предусмотренной статьей 51 IV Женевской Конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года.
«По состоянию на сегодня канцелярия прокурора МУС сказала, что эта информация, которую Украина передает, является ценной, она легла в основу нескольких ежегодных отчетов в канцелярии прокурора. И эта информация позволила сказать, что в Крыму действительно происходят военные преступления. И что должно быть инициировано полное расследование ситуации по Крыму. Этот вывод был сделан по состоянию на декабрь 2020 при предыдущем прокуроре Фату Бенсуда. С тех пор никаких шагов по выполнению инициативы сделано не было. Так происходит потому, что в МУС, как кажется, нет ресурсов для полноценного расследования. Соответственно, и команда, которая работала на стадии предварительного изучения, была также ограничена и в человеческих, и в финансовых ресурсах, и еще больше ограничена команда, которая должна была проводить расследование, так как становится вопрос языковой — мало информации переводится на английский с украинского. Очень мало специалистов общаются на русском или украинском языке. Поэтому не стоит ждать, что полноценное расследование скоро начнется. Пока никаких индикаторов того, когда оно начнется, нет«, — рассказала Анна Микитенко.
По словам Александра Седова, за последние два года появился новый фактор, который также нужно учитывать, — это эпидемия COVID-19.
«РФ уверяет в том, что она борется с эпидемией на оккупированном полуострове. Считалось, что это как-то повлияет на ситуацию с призывом, на ситуацию с преследованием за уклонение от призыва, но факты говорят о другом. За последние два года во время эпидемии прошли три призывных кампании, сейчас начинается четвертая. Количество призывников не меняется каждый раз — это около трех тысяч человек. Часть из них ввозится на територию РФ. То есть то, что Российская Федерация якобы пытается защитить жителей Крыма от ковида, никак не влияет на количество тех, кого призывают, и это является угрозой для жителей Крыма — дополнительно заразиться во время таких собраний«, — подчеркнул правозащитник.
При этом, РФ не перестала меньше преследовать людей за уклонение от призыва в связи с ковидом.
«За уклонение от призыва в «суды» на оккупированной территории до 2020 года (за 6 лет) были переданы 82 дела. Только в 2020 году было передано в «суды» 81 дело — столько, сколько за все предыдущие годы. Мы говорили о численном увеличении таких дел. На сентябрь 2021 количество таких дел за год превышает 100. Если говорить, что очередная призывная кампания только началась и количество будет расти, то можно говорить, что каждый год увеличение таких дел растет в геометрической прогрессии «, — сказал Александр Седов.
В рамках уголовного судопроизводства прокуратура АРК установила и сообщила о подозрениях в совершении военного преступления 10 военным комиссарам различных районов оккупированного Крыма. По двум районным комиссарам обвинительные акты направлены на рассмотрения в суды.
«Эту ситуацию мы рассматриваем не только как военное преступление, но и как действия РФ, направленные на изменение демографического состава населения полуострова. Многие из тех, кто не хочет служить в армии оккупанта, покидают территорию полуострова«, — рассказал Игорь Поночовный.
В настоящее время ооккупационными властями открыты 200 уголовных дел о якобы уклонении от службы в ВС РФ.
«Подчеркиваю, что гражданское население полуострова, которое проходило службу в Вооруженных силах РФ или наоборот уклонялось от нее — это не преступники, это жертвы вооруженного конфликта. У нас они — пострадавшие. В Украине их никто не будет преследовать. Крымчане, которые стали жертвами вооруженного конфликта — исключительно потерпевшие«, — подчеркнул руководитель прокуратуры.
Кроме того, в этом же кейсе рассматривается и милитаризация детей, сообщили участники пресс-конференции. По их словам, воспитание детей в Крыму с начальной школы осуществляется с военным уклоном, детей учат обращаться с оружием.
«В Крыму постоянно проводятся собрания» Юнармии «» Крымпатриотцентра «. В 2021 году было заявление, что количество представителей «Юнармии» будет увеличен к 2024 году до 10% всех школьников, которые есть на оккупированной территории. Для этого задействован созданный в 2021 году «лагерь военно-патриотического воспитания» «Авангард». Это парамилитарные формирования, в которых так же готовят к вооруженным силам страны-оккупанта РФ. Это также — пропаганда. Это касается действий не только Министерства обороны РФ. В этом задействованы представители Росгвардии, которые проводят свои мероприятия по пропаганде службы. Это и представители МВД и ФСБ, которые создают свои кадетские классы. В октябре происходит очередная присяга в таком классе МВД, где ученики ходят в военной форме. Это касается не только формы обучения, это касается формы одежды. Присягу от учеников принимало руководство «МВД Крыма» в Симферополе«, — рассказал Александр Седов.
«Культ «победы», который сейчас есть в РФ и который фактически превращается в культ войны, стал частью государственной политики для военно-патриотического воспитания детей на оккупированной территории. Детей из младших классов учат на культе войны. Это касается не только кружков, это касается истории, литературы, рисования. Рисуются танки, оружие, все связано с войной, с победой. И это также является культом войны, который с самого детства навязывается молодым жителям Крыма«, — подчеркнул правозащитник.
Мероприятие проведено ОО «Крымская правозащитная группа» при поддержке Министерства иностранных дел Чешской Республики в рамках Transition Promotion Program