Каковы итоги весенней призывной кампании в Крыму? Как стать анонимным свидетелем и доказать военное преступление России в Крыму? Каковы подробности уголовных производств в отношении лиц, подозреваемых в организации незаконного призыва? Почему российские власти так тщательно блокируют доступ к материалам правозащитников и СМИ?
Сегодня можно только приблизительно оценить количество призывников в Крыму и Севастополе, опираясь на общий план России по призыву прошлых лет, – около трех тысяч человек. Дело в том, что российский военный комиссариат Крыма перестал публиковать плановые и фактические показатели призыва в Крыму, говорит в эфире Радио Крым.Реалии эксперт Крымской правозащитной группы Александр Седов.
Мы фиксируем рост дел, которые рассматривают оккупационные суды по факту отклонения от службы в российской армииАлександр Седов
«Обычно российские власти проводят пресс-конференции, в которых сообщают планы по призыву, но в этом году такие цифры не были озвучены. Это может быть попыткой скрыть преступление. Международные правозащитники не раз заявляли, что призыв на временно оккупированной территории – это военное преступление. То есть так, не сообщая данные, российские силы пытаются скрыть военное преступление и его доказательства, хоть и косвенные. Мы фиксируем рост дел, которые рассматривают оккупационные суды по факту отклонения от службы в российской армии, возможно, это связано с пандемией, когда люди считают, что Covid – возможность не служить, или с ужесточением судебной практики. Штрафы за уклонение назначают от 5 тысяч, в среднем – 40 тысяч и максимально – 80 тысяч рублей. Есть направления на принудительные работы и одно решение – условное лишение свободы. Все зависит от судьи«, — рассказал Александр Седов.
В конце июня 2021 года прокуратура АРК в порядке специального предварительного расследования направила в суд обвинительный акт в отношении «военного комиссара города Феодосии и Кировского района Республики Крым» Александра Кабашного, который служил в Воздушных силах ВС Украины и после оккупации Крыма изменил присяге и перешел на службу к России. Он обвиняется в военном преступлении за организацию и проведение призыва крымчан в ВС России. Кроме того, 29 июля Прокуратура АРК сообщила об объявлении подозрения российскому военкому Крыма Юрию Лымарю, который подозревается в нарушении законов и обычаев войны. Санкция статьи предусматривает наказание на срок от восьми до двенадцати лет лишения свободы, сообщает прокуратура АР Крым и г. Севастополя.
Под уголовное преследование могут попадать люди, которые задействованы в самом призывном механизмеЕгор Ребров
– В каждом конкретном деле необходимо руководствоваться конкретными конвенциями в данном случае – это конвенция о защите прав гражданского населения во время войны. Конвенция используется во всех случаях при оглашении войны или при вооруженных конфликтах, которые могут возникнуть, даже если одна из сторон не признает военного положения, также в случае оккупации. Статья 147 запрещает принуждение к несению службы в рядах государства-оккупанта.
Под уголовное преследование могут попадать люди, которые задействованы в самом призывном механизме, сейчас это, в основном, военные комиссары. Но и действия членов призывных комиссий, например, врачей и другая оказываемая помощь может быть квалифицирована как соучастие в преступлении. Прокуратура занимается подготовкой документов для передачи международным институциям, в том числе для уголовного суда. Каждый призыв анализируется, мы собираем данные из всех возможных источников информации.
Крымская правозащитная группа, которая ведет постоянный мониторинг призывных кампаний в Крыму и фиксирует нарушения международного права, 12 июля сообщила о том, что российские власти блокируют сайт организации на территории Крыма за «посягательство на безопасность России». По данным КПГ, с начала года российские суды в Крыму вынесли как минимум 20 решений, запрещающих статьи Крымской правозащитной группы к «распространению на территории России». Все публикации касаются незаконного военного призыва в Крыму.