Гюндуза Мамедова досрочно лишили доступа к государственной тайне и не продлили допуск на новый срок по формальной причине: он якобы не указал в документах работу по совместительству в Одесском национальном университете имени И.И. Мечникова. Об этом заявляет юридическая компания Миллер, которая будет защищать интересы заместителя генерального прокурора Украины Гюндуза Мамедова.
По словам адвокатов, Гюндуз Мамедов подал в службу безопасности Украины стандартный пакет документов, который предоставлялся во время предыдущих процедур доступа к государственной тайне.
«Кроме того, СБУ и Генпрокурор проигнорировали тот факт, что информация, о которой идет речь, уже отмечалась нашим клиентом в ежегодных декларациях, а, следовательно, является открытой. Поэтому считаем лишение господина Мамедова доступа к гостайне безосновательным, а решение — субъективным«, — отметили в компании.
Юристы напомнили, что руководствуясь именно некорректной информацией, предоставленной СБУ, генеральный прокурор Ирина Венедиктова в дальнейшем лишила Гюндуза Мамедова руководства Департаментом по надзору за расследованиями преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта и Департаментом защиты интересов детей и противодействия насилию и Тренинговым центром прокуроров.
Кроме того, генеральный прокурор сократила должность заместителя Генпрокурора.
«Фактически это «прицел» на Гюндуза Мамедова, ведь сейчас он уже является прокурором без соответствующих полномочий, хотя, например, координация деятельности Тренингового центра не требует доступа к гостайне. Конечная цель всех этих манипуляций — увольнение. Считаем это решение не только юридически ничтожным, а также и политически мотивированным. После устранения Гюндуза Мамедова с должности заместителя Ирина Венедиктова перевела под свой контроль ряд резонансных уголовных производств. Например, по соратникам Виктора Медведчука с «Украинского выбора», которые способствовали захвату Крыма и принимали активное участие в организации и проведении так называемого «референдума», — добавили в «Миллере».
Сейчас юристы подали обновленные документы на получение доступа к государственной тайне и заявление о преступлении по заведомо ложному сообщению о совершении уголовного преступления Гюндузом Мамедовым.
Напомним, создание Департамента надзора по уголовным производствам в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта («департамент войны»), в ноябре 2019 года было следствием консолидированных усилий общественных организаций, занимающихся вопросами расследования военных преступлений, сотрудников прокуратуры, которые понимали важность такого подразделения.
Этим департаментом руководил Гюндуз Мамедов, который с 2016 года работал с темой документирования военных преступлений и преступлений против человечности, когда еще возглавлял прокуратуру АРК.
В департаменте была систематизирована работа по выявлению и координации расследований преступлений против основ национальной безопасности на временно оккупированных территориях. Департамент занимался расследованием незаконного перемещения лиц, политических и религиозных преследований, милитаризации детей, пыток.
Работа департамента заключалась и в сотрудничестве с Офисом прокурора Международного уголовного суда, в частности, в передаче доказательств преступлений России в Крыму и на Донбассе.
В августе 2020 уже были попытки уничтожения этого департамента и устранения Гюндуза Мамедова с должности.
Приказом от 29 июня 2021 года генпрокурор Ирина Венедиктова передала Департамент надзора по уголовным производствам в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта, другому заместителю — Максиму Якубовскому, которого связывают с соратником Путина Виктором Медведчуком.
Однако уже вечером Ирина Венедиктова перенаправила «Департамент войны» под собственное руководство.
Кроме того, стало известно, что Гюндуза Мамедова лишили и доступа к государственной тайне.
2 июля правозащитники провели в Киеве «брифинг на стульях» под Офисом генпрокурора. Они заявили, что судьба десятков жертв военных преступлений находится под угрозой, поскольку действия генпрокурора могут привести к уничтожению «департамента войны», а это поможет преступникам избежать ответственности за массовые нарушения прав человека, военные преступления и преступления против человечности, совершенные на оккупированных территориях Украины.
Общественность обратилась к Зеленскому с требованием обеспечить независимую работу «департамента войны» без влияния Венедиктовой