Крымская правозащитная группа, Украинский Хельсинский союз по правам человека и ZMINA.Центр информации о правах человека совместно с Представительством Президента Украины в Автономной Республике Крым представили список лиц, причастных к милитаризации образовательной сферы в Крыму и уничтожение украинской идентичности крымских детей.
В этом перечне 12 лиц: от так называемых «крымских министров образования» до учителей школ. Среди них — «ексминист образования, науки и молодежи Республики Крым» Наталья Гончарова, «начальник Управления образования администрации г. Ялты» Ренард Кутковский, «директор департамента образования и науки г. Севастополя» Елена Богомолова и другие.
По словам авторов исследования, этот список составлен, чтобы привлечь внимание к массовым нарушениям прав ребенка на территории оккупированного полуострова и предотвратить нарушения в будущем. »
«Патриотические» методы воспитания занесенных в список лиц формируют в сознании крымских детей идентичность «универсального российского гражданина», культ войны, насилия, восприятие Украины и западных стран как врагов, а также воспитывают терпимость к преступлениям советской власти и искривляют факты украинской истории. Руководитель службы по вопросам реинтеграции и деоккупации Представительства президента Украины в АР Крым Елена Халимон отметила, что в процесс милитаризации втянуты дети, начиная с детских садов и до школ и вузов.
«Мы не считаем, что все учителя или педагоги в оккупации являются предателями или должны нести ответственность. Однако именно те из них, которые уничтожают, милитаризуют сознание детей, должны быть известными и понимать, что понесут за это ответственность «, — прокомментировала Халимон.
Владимир Чекрыгин, заместитель председателя правления Крымской правозащитной группы, добавил, что крымская система школьного образования пропагандирует службу в российской армии. Более того, на это тратятся миллионы рублей из государственного бюджета РФ. Правозащитник убежден: такая пропаганда, особенно когда она направлена на детей до 15 лет, у которых еще не сформировано критическое мышление, по сути является одной из форм принуждения к дальнейшей службе в вооруженных силах РФ.
«Такие действия оккупанта следует рассматривать как военное преступление с точки зрения международного гуманитарного права и как нарушение норм Конвенции о правах ребенка«, — говорит Чекрыгин.
Ситуация в оккупированном Крыму должен рассматриваться в контексте 29-й статьи Конвенции о правах человека, которая предусматривает подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в атмосфере понимания, мира, терпимости и равенства.
«Воспитание в детях позитивного отношения к армии, военных формирований, склонение детей и молодежи к службе в армии государства-оккупанта нарушает это базовое право, закрепленное в международном документе, который Россия ратифицировала еще в 1993 году», — пояснила руководитель образовательного направления Украинского Хельсинского союза по правам человека Валентина Потапова.
Украинская власть реагирует на такие нарушения.
Прокуратура АРК и г. Севастополя документирует факты военной пропаганды среди детей и следит за состоянием образования на временно оккупированном полуострове.
Прокурор ведомства Ольга Пирогова сообщила, что готовится подозрение одному из организаторов военно-патриотического воспитания крымских детей за пропаганду среди гражданского населения службы в армии страны-оккупанта.
«Мы также установили ряд учреждений и организаций в Крыму, которые получают финансирование и оснащение от РФ, согласовывают программы военно-патриотического воспитания детей и занимаются пропагандой», — добавила Пирогова.
В дальнейшем список лиц, причастных к милитаризации крымской образования, будет использован в уголовных производствах и вместе с другими доказательствами станет основой для продвижения новых санкций в отношении лиц, причастных к грубым нарушениям прав человека в оккупированном Крыму.
Видео презентации исследования: