Украинские правозащитники передали свои рекомендации к тексту очередной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной правам человека, которые вскоре будут рассмотрены профильным комитетом этой международной организации. Принципиально новыми среди рекомендаций стали пункты о нарушении страной-оккупантом прав человека на полуострове в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Какие права нарушает Россия, прикрываясь мерами по предотвращению распространения болезни – читайте в этом материале Крым.Реалий.
Скрытое правосудие
В начале июня так называемый «Совет судей Республики Крым» вынес постановление, прописав разные меры «по предупреждению новой коронавирусной инфекции в судах Республики Крым». Среди прочего авторы документа порекомендовали «ограничить доступ лиц, не являющихся участниками процесса по делам».
И хотя в документе речь шла сугубо о рекомендациях, на сегодняшний день, ссылаясь на постановление, закрыты для слушателей практически все политически мотивированные судебные процессы. Признают ли вину местные свидетели Иеговы, какие доказательства в делах «аскеровцев» Меджита Аблямитова и Наримана Межмединова, кого допрашивают в суде по делу Рефата Чубарова – все подробности судебных разбирательств под предлогом предотвращения распространения коронавируса надежно скрыты за закрытыми дверями крымских судов.
Между тем гласность и публичность правосудия Европейской конвенцией о правах человека определены в качестве базовых элементов права каждого человека на справедливое судебное разбирательство. В крымских судах и до коронавируса, судя по выводам правозащитников, в политически мотивированных делах фиксировались множественные проблемы с соблюдением этого права. Теперь же не осталось возможности даже фиксировать данные нарушения.
Без тестов и приватности
Крымчане, содержащиеся в местах лишения свободы, как на полуострове, так и в соседней России, не тестируются на ковид, не обеспечены средствами защиты и не получают адекватного медицинского лечения. Об этом корреспонденту Крым.Реалии рассказала координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник. В тоже время, по ее словам, ситуацию с пандемией в пенитенциарных учреждениях активно используют для ограничения прав лиц, лишенных свободы.
«По сути ковид используется для того, чтобы лишить людей конфиденциального общения с адвокатом. Как это, например, происходит с крымчанами, которые находятся на территории Ростова-на-Дону. Их адвокаты могут с ними общаться только в комнатах для коротких свиданий, через стекло по телефону и только под присмотром работников администрации СИЗО. Это безусловно нарушение их права», – отметила Ольга Скрипник.
И с этим сложно не согласиться. Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых лишению свободы, закрепленный резолюцией ООН №43/173, предусматривает, что «право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности, не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом…».
Массовки, но не пикеты
Самым первым из ограничений, введенных на территории Крыма, стал запрет на проведение массовых мероприятий. Это было вписано в указ российского главы Крыма о введении режима повышенной готовности 17 марта 2020 года. Спустя полтора месяца Сергей Аксенов внес изменения и снял большинство существенных ограничений, однако это не коснулось запрета на проведение массовых мероприятий, мораторий на которые власти пообещали отменить вместе с самим режимом повышенной готовности.
«В Крыму решили впихнуть в август весь сезон»
Несмотря на эти заявления, в дальнейшем российское правительство полуострова сохраняло установленные ограничения, в «ручном режиме» внося исключения для проведения нужных в целях пропаганды массовых мероприятий – фестиваля «Таврида», Koktebel Jazz Party и так далее. В последней редакции о режиме повышенной готовности от 18 сентября уточняется, что запрет отныне не касается сдачи зачетов ГТО, Всероссийского конкурса «Большая перемена» в Международном детском центре «Артек», благотворительной акции «Белый цветок» и еще десятка отдельных мероприятий.
Коронавирусный бархатный сезон: детский отдых в Крыму
А в целом собираться гражданам для проведения массовых мероприятий по-прежнему нельзя: это может, по мнению крымских чиновников, привести к распространению коронавирусной инфекции. За нарушение запрета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа размером до 30 тысяч рублей. История с административным производством в отношении Венеры Мустафаевой за одиночный пикет – яркий пример того, как местная власть использует ситуацию с пандемией для дальнейшего сворачивания свободы собраний. А между тем, эта свобода является одной из фундаментальных среди всего перечня основных прав человека.
Навязчивые паспорта
Свобода передвижений также подверглась очень заметным ограничениям. Под предлогом предотвращения распространения коронавирусной инфекции, крымчанам было объявлено о запрете выезжать более одного раза на территорию материковой Украины.
Украинские правозащитники также отмечают, что ограничения на границе способствовали новому витку принуждения к российскому гражданству. «Используя ограничения на КПВВ, Россия снова вернулась к навязыванию гражданства (российского – КР), потому что на въезде людей штрафовали, если они предъявляли украинский паспорт с крымской пропиской… как раз пользуясь ситуацией с ковидом», – сообщила Ольга Скрипник.
Что дальше?
Прогнозы правозащитников неутешительны. По мнению Ольги Скрипник, тенденция будет сохраняться, и Россия продолжит еще больше ограничивать и так сильно ограниченные права человека в Крыму, пользуясь ситуацией с ковидом. Помимо этого, исходя из той динамики, которая наблюдается сегодня с ростом числа заболевших COVID-19 на полуострове, общественники не исключают, что в самое ближайшее время речь может пойти напрямую об угрозах для главного права – права на жизнь. Это может произойти в том случае, если больницы Крыма окажутся переполнены, и жители не смогут получать необходимую медицинскую помощь.
«В Крыму может наступить паралич здравоохранения»
В предложениях, поданных для включения в текст резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, правозащитники просят констатировать, что Россия нарушила статью 58 Женевской конвенции. Страна-агрессор не сделала все возможное, чтобы защитить гражданское население оккупированной территории от коронавируса. Также в резолюции может быть отмечено, что Россия полностью проигнорировала рекомендации Совета Европы и Всемирной организации здравоохранения относительно сокращения числа людей в местах несвободы. Напротив, она создала для них дополнительные риски.
«В Крыму не соблюдаются даже российские законы»
Окажут ли выводы ООН какое-то влияние на ситуацию с правами человека в Крыму в ближайшем будущем сказать трудно. Но сама констатация факта использования пандемии в целях подавления прав и свобод на оккупированной территории, может оказаться чрезвычайно важным шагом в средне- и долгосрочной перспективе.
Игорь Воротников