Госдума России приняла в третьем окончательном чтении предложенные президентом Владимиром Путиным изменения в закон об образовании. В частности, они позволят включать воспитательные программы в школьные. Судя по формулировкам поправок, речь идет в том числе о так называемом патриотическом воспитании.
Так, воспитание в документе охарактеризовано как «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к традициям многонационального народа Российской Федерации». После утверждения в России новые нормы де-факто коснутся и аннексированного ей Крыма. О том, что такое патриотическое воспитание по-российски, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
В программе шла речь о том, что в России и аннексированном ей Крыму уже действует молодежное движение «Юнармия». Оно создано по инициативе Минобороны России и поддерживается президентом Владимиром Путиным. Членом «Юнармии» может стать школьник в возрасте от 11 до 18 лет. Среди мероприятий – сборка и разборка оружия, стрельбы и метание гранат, строевая подготовка, а также соответствующее идеологическое воспитание.
Представительница Крымской правозащитной группы Ирина Седова полагает, что новый закон может окончательно легализовать «Юнармию» как часть системы образования.
Это системное разжигание ненависти и грубое нарушение Россией Конвенции о защите прав ребенкаИрина Седова
– Сейчас эти милитаристские движения, пропагандирующие службу в российской армии, остаются добровольными. Это внешкольное образование. Однако теперь подзаконные акты могут написать так, что «Юнармию» включат в школьную программу. Мы пока не знаем наверняка, принят лишь рамочный документ. Но в любом случае все российские концепции патриотического воспитания содержат две четкие цели: это укрепление гражданской идентичности россиянина и пропаганда службы в российской армии. Все это построено на культе войны, и это самое ужасное. Детям в Крыму с малого возраста внушают, что они должны носить оружие и защищаться от врагов – а в их образе выступают украинцы и крымские татары. Это системное разжигание ненависти и грубое нарушение Россией Конвенции о защите прав ребенка. В Крыму стирается украинская идентичность, навязывается российская.
По оценке Ирины Седовой, милитаристская пропаганда в школах на территории оккупированного Крыма также нарушает Женевскую конвенцию и содержит состав военного преступления: пропаганда службы в армии оккупирующего государства на оккупированной территории запрещена международным гуманитарным правом, тем более среди детей.