О ситуации с соблюдением прав человека в оккупированном Крыму в эфире «Суспільне Крим» рассказал аналитик Крымской правозащитной группы (КПГ) Александр Седов.
— Как влияет сложившаяся ситуация на права человека в Крыму?
Ситуация позволяет властям использовать репрессивный механизм в полной мере. Так как в данном случае есть объективные причины для ограничения свободы перемещений. Любые ограничения можно обосновать тем, что есть угроза распространения коронавируса. Необходимость некоторых мер вызывает сомнение. Продолжается практика преследования свободы слова. Появилась новая уголовная статья за распространение ложной информации о коронавирусе. И власти могут любую не устраивающую их информацию рассматривать как неправдивую. Ограничено перемещение как внутри Крыма, так и сообщение с подконтрольной Украине территорией.
— Что известно на данный момент о переговорах по обмену политзаключенными?
Обмен – это не правозащитное понятие. Мы настаиваем на том, чтобы РФ без каких-либо условий освобождала всех наших граждан, незаконно удерживаемых на ее территории. По нашей информации, 93 человека, задержанных в Крыму, могут рассматриваться как политические заключенные. Обмен приводит к тому, что оккупационные власти увеличивают количество заключенных для обменного фонда. И по факту мы меняем жителей оккупированной территории на фактических преступников, обвиняемых в террористических актах против Украины. Я считаю, что нужно настаивать на освобождении не за счет обмена. Нужно усиление санкций против страны-агрессора, а не преференции и уступки.
— Офис Президента проводит консультации с правозащитниками, в частности с КПГ, по поводу освобождения наших граждан?
Мы не скрываем информации, кого мы считаем политзаключенными, мы настаиваем на их освобождении. На конец каждого месяца мы публикуем списки этих людей. Думаю, об этом знают в офисе президента.
— В чем особенность дела так называемых «украинских диверсантов»? Сын Владимира Дудки выразил сомнение в том, что его отец будет включен в список на обмен.
Сами дела «украинских диверсантов» — политическая пропаганда со стороны властей РФ для формирования образа врага. Владимир Дудка уже достаточно долгий срок лишен свободы, он есть в нашем списке. Есть ли он в обменных списках, нужно уточнять в Администрации президента.
— Начиная с 2015 года, в Крыму было проведено 10 призывных кампаний в армию РФ. В этом году весенний призыв – это 3300 крымчан. В связи с эпидемией коронавируса, призывники будут находится 2 недели на карантине перед отправкой в войска. Вопрос о законности призыва остается.
Сам факт призыва жителей оккупированной территории в армию страны-оккупанта является нарушением Женевской конвенции и Римского статута. Согласно международному праву, это является военным преступлением. Призыв в армию явно не улучшает эпидемическую ситуацию, есть риск распространения заболевания среди призывников. Прямая гроза здоровью жителей – также одно из нарушений Женевской конвенции.
КПГ совместно с Прокуратурой АР Крым и другими правозащитными организациями подавала информацию о незаконных призывах в Международный уголовный суд. Это одно из преступлений РФ, в котором для международных организаций нет никаких сомнений. Возбуждение уголовного дела ожидается в этом году, однако, в связи с эпидемией, возможно, процесс затянется.
— Как в нынешней ситуации быть обычным крымчанам, рассчитывающим на туристический сезон?
В данном случае ситуация вряд ли улучшится летом, и на туристический сезон не приходится рассчитывать. Так называемое «правительство» Крыма приняло указ, согласно которому все прибывающие на территорию Крыма обязаны пройти самоизоляцию в течение 14 дней. А так как Крым и Севастополь — два разных административных субъекта, принимающих свои отдельные указы, то человек, прибывший из Севастополя в Крым, должен пройти режим самоизоляции.
Этим же указом установлен перечень услуг и продаваемых товаров, разрешенных во время карантина. Если нынешняя ситуация продлится еще месяц-два, мелкий бизнес разорится. За нарушение предписаний с 1 апреля предусмотрены штрафы. Так, по статье 6.3 предусмотрено закрытие магазина или бизнеса на 90 дней, вне зависимости от сроков карантина.
Данная ситуация называется «режимом готовности», чрезвычайное положение не введено. Если это необходимо для здоровья и обеспечения безопасности населения, ограничения допускаются. Но их уровень вызывает вопросы. Запрет на выход из дому ничем не обоснован. Штрафы, которые выписывают по статье о нарушении режима, это, например, за выход в парк. Интересно, что суды сейчас переносят рассмотрение многих дел, но вот дела о вынесении штрафов за нарушение режима идут в рабочем порядке.
— Насколько эффективна ваша работа по защите человека в Крыму?
Наша деятельность способствует тому, что санкции с РФ, даже в условиях эпидемии коронавируса в мире не снимаются. Санкции могут быть сняты только если Россия уйдет из Донбасса, вернет наших политзаключенных и освободит Крым.
К сожалению, Россия имеет очень серьезное лобби в Европе, пытается на уровне Европарламента продавить тему снижения санкций. Но именно правозащитная деятельность этому препятствует. Большинство европейских политиков понимают угрозу, которую несет РФ, и настаивают на том, что санкции по отношению к РФ как минимум должны продолжаться.