В ФСБ России по аннексированному Крыму 15 апреля заявили о задержании участников «украинской разведывательно-диверсионной группы», которых подозревают в «государственной измене и шпионаже». В Главном управлении разведки Минобороны Украины считают, что это ответ на задержание украинскими силовиками генерал-майора СБУ, которого связывают с ФСБ.
Тем временем на Донбассе 16 апреля прошел обмен удерживаемыми лицами между Украиной и пророссийскими боевиками из группировок «ДНР» и «ЛНР». Киев вернул на подконтрольную территорию 20 человек: 9 из Донецкой и 11 из Луганской областей. Крымчан в числе освобожденных нет. Об обстоятельствах нового уголовного дела на полуострове и перспективах увидеть в списках на обмен имена крымчан шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Как сообщает ФСБ России по Крыму в официальном пресс-релизе, они задержали двух человек: мужчину и женщину – гражданина Украины и гражданку России. Российские силовики вменяют им «организацию и совершение диверсионно-террористических актов, похищение сведений, содержащих государственную тайну, и вербовку российских граждан». По данным ФСБ, «разведывательные операции были организованы начальником подразделения украинской военной разведки, дислоцированного в городе Херсон, полковником Олегом Ахмедовым». После новостей об этом задержании подконтрольный Кремлю глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что оно «в очередной раз показывает, что Киев не собирается прекращать подрывную деятельность в отношении Крыма».
Российский адвокат Николай Полозов рассказал Крым.Реалии, что, по его информации, ФСБ обычно не спешит с обнародованием новостей о таких спецоперациях.
Эти дела фабрикуются, чтобы поддерживать на полуострове атмосферу страхаНиколай Полозов
– Формально это задержание произошло раньше, несколько недель назад. В последнее время ФСБ использует такую практику: сначала проводит спецоперацию, а уже спустя достаточно длительное время – это могут быть недели и месяцы – публично заявляет о произошедшем. За время паузы, когда неизвестно, где находится человек, есть ли у него защита, у него фактически любыми средствами добываются нужные показания – и с применением насилия, и какими-то уговорами. Я защищаю крымчанина Ивана Яцкина, которого обвиняют в передаче секретных сведений СБУ, и могу сказать, что преследование таких людей в аннексированном Крыму всегда имеет политическую окраску. Эти дела фабрикуются, чтобы поддерживать на полуострове атмосферу страха и чтобы никто не думал о возвращении в Украину. Одновременно спецслужбы выполняют план по посадкам.
Николай Полозов указывает на то, что недавно в ФСБ России по Крыму сменилось руководство.
– Соответственно, пришел новый руководитель с какими-то планами, с новыми запросами. Подобные дела, как правило, связаны с секретностью, в них часто присутствует государственная тайна – и таким образом следователи избегают лишней публичности и до суда, и уже во время процесса. Единственная возможность для фигурантов оказаться дома – это обмен удерживаемыми лицами между Украиной и Россией. В противном случае людям автоматически выписывают сроки и отправляют в лагеря.
Эксперт Крымской правозащитной группы Александр Седов полагает, что ФСБ России таким образом формирует обменный фонд для переговоров с Украиной.
К сожалению, все жители Крыма – потенциальные заложники для российских силовиковАлександр Седов
– Скорее всего, обвиняемого мужчину по этому делу уже этапировали в СИЗО «Лефортово», как и в других делах о так называемом шпионаже в Крыму. В пользу того, что это дело было сфабриковано, говорит то, что в своем видео ФСБ показывали контракт на службу в Вооруженных силах Украины. Ни один нормальный диверсант не взял бы с собой документы на оккупированную противником территорию – это явно какая-то глупость. К сожалению, все жители Крыма – потенциальные заложники для российских силовиков. Возможно, эти задержания связаны с тем, что России необходимы люди, которых она будет использовать как обменный фонд для выдачи своих шпионов с территории Украины. Причем абсолютно не важно, какое отношение к диверсионной или шпионской деятельности имеют эти крымчане – достаточно арестовать граждан Украины и объявить их кем угодно.
Что касается состоявшегося 16 апреля обмена, журналистка проекта Донбасс.Реалии Татьяна Якубович отмечает, что он проходил в полусекретной обстановке.
– Уже есть подтвержденный список, его опубликовал Офис президента. Среди тех 20 человек, которых вернули на подконтрольную Украине территорию, есть двое военных – это Николай Гриненко и Виктор Шайдов. Остальные – гражданские, и про большую часть из них раньше ничего не было известно. Есть те, кого также обвиняли в шпионаже в пользу Украины – это очень популярная уголовная статья на оккупированных территориях. Самый молодой из освобожденных – Сергей Русинов, ему всего 22 года, из которых последние два он провел в плену. Его обвиняли в пропаганде экстремизма за посты в соцсетях. Как в плен попали 13 человек из 20 освобожденных, в Офисе президента не объяснили, более того, сам обмен проходил в информационной изоляции. Как и в прошлые разы, это аргументируют стремлением не называть имена, чтобы не сорвать обмен. Плюс добавились карантинные меры.
Татьяна Якубович напоминает, что ранее Офис президента заявлял о переговорах с Россией относительно освобождения 200 граждан Украины, в том числе осужденных по террористическим статьям крымскотатарских активистов и украинцев, которых ФСБ обвиняла в подготовке диверсий в Крыму.
– Еще на последней «нормандской встрече» стороны договорились об обязательном обмене, и, в принципе, все ожидали, что он может произойти весной. Больше никаких дат сейчас не называют, но украинские власти успокаивают родственников тех, кого еще не освободили: мол, не переживайте, это всего лишь один из этапов, и обмен всех на всех будет продолжаться.
Один из множества крымчан, которые ждут обмена – Владимир Дудка. Он был задержан в Севастополе в ноябре 2016 года вместе со своими друзьями – бывшими сотрудниками крымского аналитического центра «Номос» Дмитрием Штыбликовым и Алексеем Бессарабовым. Всех троих обвинили в подготовке диверсий по заказу украинской разведки. Штыбликов дал признательные показания и был осужден на 5 лет, а Бессарабов и Дудка не признали вину и в апреле 2019-го получили по 14 лет тюрьмы и крупные штрафы.
Сын Владимира Дудки Илья Каверников сетует на то, что украинские власти не поддерживают связь с родственниками политузников насчет возможного обмена.
– Нам говорили, что наши родственники, как и другие крымские политзаключенные, находятся в списках на обмен, что эти списки передавали России и что обмен будет в марте. Из коммуникаций с властями есть только связь с помощником украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, но там мы в основном обсуждаем вопросы, связанные со здоровьем. Коммуникации по обмену с родственниками у правительства в принципе нет. Оно просто молчит и периодически что-то обещает – наверное, чтобы родственники молчали.
Со своей стороны постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Антон Кориневич уверяет, что украинские власти не прекращают переговоры по освобождению политзаключенных из Крыма, а его ведомство охотно идет на контакты с их родственниками.
Ведется работа, чтобы крымские политузники, где бы они ни находились, были освобожденыАнтон Кориневич
– Мы знаем, что ведется работа, чтобы крымские политузники, где бы они ни находились, были освобождены. Офис президента сегодня напомнил, что переговоры по ним продолжаются, просто это отдельный трек, не связанный с «нормандским форматом». Я не думаю, что относительно них есть какие-то особенности в позиции украинской стороны. Кроме того, хотя крымские политузники обсуждаются отдельно от переговоров в Минске, про какие-то дополнительные условия со стороны государства-оккупанта речи не идет. Мне сложно комментировать слова Ильи Каверникова, потому что я с ним не знаком. Я бы не сказал, что правительство Украины не общается с родственниками политузников. У нашего представительства есть и прямой контакт с ними, и контакт через объединение родственников политзаключенных Кремля. Мы верим, что всех крымчан обязательно освободят.
Антон Кориневич также считает новые задержания в аннексированном Крыму «абсолютно надуманными» и призывает Россию прекратить нарушения прав человека на полуострове.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)