Госдума Российской федерации приняла закон в котором критика чиновников, а также публичные мероприятия, проводимые общественными организациями, называются «политической деятельностью». По мнению координатора Крымской правозащитной группы Ольги Скрипник, подобные действия власти создают серьезную угрозу для гражданского общества, в том числе и в Крыму, где сейчас де-факто установлены законы РФ.
«Российская власть не просто стремится ограничить гражданское общество, а, судя по всему, намерена его уничтожить.
Это отражается и в последних законодательных инициативах, которые распространяются также на территорию Крыма. 20 мая Госдума РФ приняла законопроект «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Эти изменения направлены на существенное расширение толкования понятия «политическая деятельность», в которой, по мнению власти, участвуют некоммерческие организации. Теперь к такой «политической» деятельности относятся: участие в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий, публичных дискуссий, выступлений; публичные обращения к государственным органам с целью принятия, изменения, отмены законов или правовых актов; оценка принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики; проведение и обнародование опросов общественного мнения или социологических исследований.
Такое широкое толкование политической деятельности позволяет практически любую общественную организацию назвать политической.
В большинстве демократических и правовых стран политическая деятельность — это действия, направленные на то, чтобы получить место в органах власти, т.е. это участие в выборах, выдвижение кандидатов, агитация за кандидатов, финансирование выборов и предвыборной кампании, участие в политических партиях.
Однако российские власти хотят назвать «политическими» все организации, которые при наличии иностранного финансирования вышли на митинг против произвола властей, за свободу политзаключенных, за повышение зарплат, за чистоту на дорогах, за спасение уссурийских тигров и т.д.
Очевидно, что такие требования никак не связаны с политической деятельностью, это право людей на свободу собраний и выражения своего мнения.
Тогда с какой целью российская власть вводит такое слишком широкое, нелогичное толкование политической деятельности? Она эта делает для еще большего ограничения деятельности НКО. С 21 ноября 2012 года в России действует так называемый закон «Об иностранных агентах». Согласно этим нормам, некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента является юридическое лицо, получающее денежные средства от иностранных источников и участвующее в политической деятельности на территории РФ.
Поправки от 20 мая о расширении понятия политической деятельности позволяют госорганам приравнять к «иностранным агентам» огромное количество общественных организаций.
А это, в свою очередь, накладывает на НКО ряд ограничений и запретов, которые уже неоднократно приводили к закрытию организаций.
Эти нововведения распространяются и на территорию Крыма, где де-факто действует российское законодательство.
Такая ситуация еще более ухудшит положение гражданского общества на полуострове, многих представителей которого и так постоянно преследуют.
Например, правозащитные организации в своей деятельности так или иначе, но всегда оценивают деятельность госорганов (в первую очередь, полиции, прокуратуры, миграционных органов), т.к. защита и соблюдение прав человека — это обязанность власти. Однако теперь репрессивные органы РФ смогут такую деятельность назвать политической и повесить ярлык «иноагент» (если докажут и иностранное финансирование) со всеми вытекающими последствиями.
В Крыму помимо системных нарушений прав человека, постоянно ухудшается социальная сфера (коммунальные услуги, здравоохранение, коррупция и т.д.). Разумеется, такая ситуация вызывает возмущение людей, они выходят на митинги и акции, требуют защиты своих прав или улучшения ситуации, предлагают внести изменения, критикуют де-факто власти, об этом, естественно, пишут СМИ.
Теперь общественные организации, которые участвовали в митингах, критиковали действия чиновников, вносили свои предложения, при наличии иностранного финансирования, могут быть внесены в реестр «иноагентов».
С 2014 года российский закон «об иностранных агентах», по мнению многих активистов, стал причиной резкого уменьшения количества общественных организаций в Крыму. Многие не смогли пройти «перерегистрацию», а многие, среди которых не только правозащитные, но и, например, экологические или по защите животных, отказались продолжать свою деятельность, чтобы не попасть под ограничения ярлыка «иноагента». Крымская правозащитная группа регулярно в своих обзорах сообщает о проблемах гражданского общества в Крыму. Теперь, после новых изменений, практически любая общественная организация в Крыму, где уровень нарушений прав человека и социального напряжения очень высок, может стать «иностранным агентом». А значит, таким организациям придется «уходить в подполье», или сворачивать, или прекращать свою деятельность. Комфортно будут себя чувствовать только провластные организации, которые не будут участвовать в «политической деятельности», даже если проведут митинг в поддержку Путина. Ведь такой митинг, согласно принципу избирательности применения российских законов в Крыму, не будет политическим. А вот если организация проведет или поучаствует в акции памяти украинского писателя, или против необоснованного повышения коммунальных платежей, против передачи пляжа в частную собственность, вот такая организация станет «жутко политической».
В Крыму применить этот закон пока сложнее, чем в РФ, поскольку напрямую в Крым получать иностранное финансирование крайне сложно по причине санкций. Однако власти найдут способ, как обвинить активистов в получении денег из-за границы.
Распространение российского права в Крыму продолжает негативно влиять на гражданское общество — и без того небольшое количество институтов гражданского общества может в скором времени сократиться до минимума в Крыму.
Напомним, действующий с 21 ноября 2012 года в РФ закон «Об иностранных агентах» довольно жестко регулирует деятельность некоммерческих организаций, получающих средства из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью. Такие организации обязаны раз в полгода отчываться от составе руководителей и о своей деятельности, они подлежат ежегодному аудиту. Материалы, издаваемые или распространяемые указанными НКО, в том числе через средства массовой информации или интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы или распространены организацией, выполняющей функции иностранного агента. Кроме того, на такие организации накладывается ряд ограничений по работе в образовательных учреждениях.