Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроекты об ответственности за неуважительные высказывания по отношению к органам власти, символам государства и обществу и о наказании за распространение фейковых новостей.
Публикация постов, проявляющих неуважение к власти, будет приравнена к мелкому хулиганству. За первую такую публикацию в течение года грозит штраф 30-100 тысяч рублей, за вторую – штраф до 200 тысяч рублей или арест на срок до 15 суток, далее предусмотрен штраф в 300 тысяч рублей или арест.
Один из авторов пакета законопроектов, глава комитета Совета Федерации России по законодательству Андрей Клишас в интервью российскому ведущему Владимиру Познеру сказал, что не считает нововведения каким-либо посягательством на права человека:
«Все эти решения, которые могут принимать органы государственной власти, могут быть в общем порядке оспорены в суде. Что касается фейковых новостей, цель очень простая: если люди воспринимают эти фейковые новости как реальные факты или события, о которых им говорят, это может вызвать совершенно неадекватное общественное поведение, панику. Смысл этого предложения в том, чтобы создать механизм очень быстрой блокировки распространения таких сообщений. Он никоим образом не является репрессивным – он направлен только на то, чтобы уберечь общество от действий, которые действительно ведут к массовому нарушению прав и свобод».
Эксперт Крымской правозащитной группы Ирина Седова убеждена, что права и свободы граждан как раз ущемляются такими законами. Об этом она рассказал в программе радио Крым.Ралии.
– Эти законы по своей сути нарушают основополагающие свободы выражения мнений, прописанные во всех международных актах, в документах, которые ратифицировала в том числе Россия. Просто сужают до минимума возможность человека выражать свое мнение свободно. Под неуважение к власти может быть подтянута любая критика. Этот представитель России (Андрей Клишас – ред.) в своей цитате нагло обманывает людей, потому что если человека будут преследовать за любое проявление своего мнения в соцсетях, то это уже очень серьезная проблема. В этих законах очень нечетко выписаны рамки, то есть любой следователь или прокурор, которому не понравится что-то в соцсетях или в СМИ, может под эти законы привязать любой пост. Нет четких рамок, что такое «оскорбление общественной нравственности», что такое «неуважение к власти».
Ирина Седова отмечает, что антиэкстремистское законодательство в России используется для выборочного преследования людей с активной гражданской позицией.
– Точно так же эти законы созданы для репрессий, потому что российская власть боится общественного недовольства, резонанса и, по большому счету, того, что было в Украине на Майдане Незалежности во время Революции достоинства. Они пытаются минимизировать возможность людей высказывать свое мнение, возмущаться, критиковать и, соответственно, как-то действовать против власти, чтобы бороться с несправедливостью. Самое страшное, что они все это будут применять и в Крыму. Когда мы говорим, что на полуострове похищают, пытают людей, они в провластных СМИ говорят, что мы врем. Так что они будут блокировать наши ресурсы: есть уже 13 решений суда, где написано, что Крымская правозащитная группа «подрывает основы конституционного строя России», хотя мы пишем правду, основанную на наших расследованиях по поводу военных преступлений России в Крыму.
Ирина Седова утверждает, что, вопреки словам Андрея Клишаса, суды от таких преследований не спасут, поскольку сами принимают заангажированные решения, когда это касается политических дел.